Протокол Заседания Рабочей группы при ДГД по г. Алматы Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 29 марта 2016 года № 6 «Касательно обсуждения предложений в объединенный Налоговый и Таможенный Кодекс»

Министерство финансов Республики Казахстан

Комитет государственных доходов

Департамент государственных доходов по городу Алматы

 

ПРОТОКОЛ

№ 6 от 29 марта 2016 года

17. час. 00 мин.

 

Заседания Рабочей группы при ДГД по г. Алматы для обсуждения предложений в объединенный Налоговый и Таможенный Кодекс

 

Председательствующий:

Азимшайык Е.С. - руководитель Управления разъяснительной работы.

 

Присутствовали:

- Члены Рабочей группы из числа сотрудников ДГД по г.Алматы;

- Представители Палаты предпринимателей и бизнес-сообщества г.Алматы (см. Приложение № 1).

 

Повестка дня:

 

Внесение предложений в проект нового объединенного Кодекса

по следующим темам:

 

1) Индивидуальный подоходный налог;

2) Социальный налог;

3) Обязательные пенсионные взносы;

4) Социальные отчисления.

 

Докладчики ДГД по г.Алматы:

- Бахытжанов Алиби Маратович - главный специалист Управления анализа и рисков;

- Сабитова Альбина Сейткаримовна - главный специалист Управления анализа и рисков.

 

Очередное шестое заседание Рабочей группы при ДГД по г.Алматы для обсуждения предложений в объединенный Налоговый и Таможенный кодекс проводилось в здании Палаты предпринимателей г.Алматы. Заседание началось с краткого ознакомления с Концепцией нового объединённого Кодекса. Было отмечено, что необходимость объединения и унификации двух законодательств озвучено Главой государства в «Плане Нации «100 конкретных шагов».

Кроме того, участники Рабочей группы приняли участие в видео-конференции Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен», с участием представителей Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, посвященное введению Налога с продаж.

Позиция и предложения бизнес - сообщества по итогам конференции будет представлено Национальной палатой предпринимателей «Атамекен».

В ходе заседания повторно обсуждалась тема отмены налога на транспортные средства с увеличением акциза на бензин.

Так, было отмечено, что если действующий налог на транспорт предусматривает собой выполнение отчасти роли «налога на роскошь» (для автотранспортных средств с большими объемами двигателя), то не стоит забывать, что при ввозе дорогих авто уплачивается разовый акциз, который, по сути, заменяет «налог на роскошь», который действует в ряде развитых зарубежных стран.

Также отмечено, что в случае отмены налога на транспортные средства будет соблюден принцип справедливости (чем больше налогоплательщик эксплуатирует транспортное средство, тем больше он загрязняет экологию и использует дороги, следовательно, он должен платить больше налогов). Данное изменение, по сути, будет также подразумевать и уплату налогоплательщиками «налога на дороги» и «экологического налога». К тому же был отмечен потенциал увеличения поступлений в местные бюджеты за счет транзитных транспортных средств, которые при нынешней системе не уплачивают налоги при проезде через Республику Казахстан.

Участниками заседания также был поднят вопрос о внедрении акциза на газ, так как увеличение стоимости бензина возможно простимулирует переход немалого количества транспортных средств на газ. Учитывая, что газ не загрязняет экологию, то необходимо предусмотреть уменьшенную ставку акциза на газ (по сравнению с акцизом на бензин).

 

 

I. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ.

 

Ставки ИПН.

Текущая ситуация:

Заработная плата - это основная часть выплат физическим лицам, которую облагают индивидуальным подоходным налогом. Налог на доходы физических лиц и социальный налог в совокупности формируют основную часть доходов местных бюджетов РК.

 

Доля налогов в местном бюджете г.Алматы

(тыс. тенге)

Год

Кол-во работников (чел)

Сумма ИПН

Сумма соц. налога

Общие поступления в местный бюджет

Доля ИПН в МБ в (%)

Доля соц. налога в МБ (в %)

 

2005

566 900

26 453 193

37 481 993

91 729 252,00

28,8

40,9

2006

590 500

37 959 496

47 586 300

124 003 689,00

30,6

38,4

2007

624 300

53 991 714

63 866 681

169 383 416,00

31,9

37,7

2008

653 700

60 479 121

55 106 733

173 639 624,60

34,8

31,7

2009

652 200

55 436 595

54 350 143

158 523 378,15

35,0

34,3

2010

676 900

63 754 588

59 638 500

192 793 411,28

33,1

30,9

2011

699 200

76 941 540

69 775 407

209 222 012,90

36,8

33,3

2012

731 000

88 931 433

77 920 951

231 334 772,40

38,4

33,7

2013

743 100

97 717 941

84 686 586

260 715 795,30

37,5

32,5

2014

764 500

123 928 426

96 290 589

307 837 549,70

40,3

31,3

2015

841 700

133 764 369

102 646 395

326 682 441,90

40,9

31,4

 

Например, в 2015 году в местном бюджете г.Алматы сумма ИПН составила 40,9% и сумма социального налога 31,4%

Если общие поступления в местный бюджет составили 326 682 442 тыс.тенге, то поступления по ИПН 133 764 369 тыс.тенге, поступления по социальному налогу 102 646 395 тыс.тенге.

Исчисление ИПН затрагивает интересы всех без исключения слоев экономически активного населения страны, так как исчисляется с доходов каждого человека. Однако расчет и удержание ИПН у источника выплаты, где обязанность по исчислению ложится на работодателя, является невидимым для рядового работника, для которого важнее, сколько всего он получит на руки. Вследствие чего в настоящее время существует незаинтересованность, а зачастую незнание и непонимание налогообложения доходов. Что в свою очередь не является актуальным вопросом в части обсуждения правильности ставок у части населения являющихся наемными работниками и обсуждается в большей степени экономистами, аналитиками, государственными органами и др.

В настоящее время вопрос о том, какая же ставка ИПН более эффективна и справедлива: плоская или прогрессивная активно обсуждается экономистами, политиками, социологами. И этот вопрос стоит не только в развивающихся странах, но и в развитых европейских странах.

Не стоит забывать о том, что плоская шкала налога всегда в первую очередь выгодна богатым, нежели бедным. Конечно, даже в денежном эквиваленте даже 10% от дохода богатых - это могут быть суммы, выраженные в десятках тысяч долларов. Но в тоже время мы прекрасно понимаем, что выплачивать 10% куда проще и « и не так обидно», чем скажем там 20%, 30% или даже 40%.

Рассматривая зарубежный опыт различных государств по применению механизма, исчисления и уплаты ИПН, наши обычно на практике изучают опыт развитых стран.

Так, из мировой практики ведущие экономисты выступают за прогрессивную шкалу налогообложения: чем богаче человек и чем выше его доход, соответственно этому и должен выплачивать налоги, учитывая, что прогрессивная шкала индивидуального налогообложения позволяет сформировать более благоприятную с социально - экономической точки зрения систему перераспределения доходов в обществе.

Например, в США прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц и ставка составляют 10-35, в Австралии - 17-47 процентов, в Канаде - 15-29. В Великобритании с 10 до 50 процентов, в Китае с 5 до 45%, в Польше ставка ИПН варьируется от 18 до 32 процентов. В странах западной Европы ставки доходят до 70%

В Казахстане же на период до 2007 года применялась прогрессивная шкала обложения, которая колебалась от 5% до 20%, при расчете социального налога, применялась регрессивная шкала от 20% до 7%, за иностранных специалистов от 11% до 5%.

Изменение налоговых ставок индивидуального подоходного налога и социального налога

Периоды Индивидуальный подоходный налог Социальный налог

2002 По прогрессивной шкале с 5% до 20% По регрессивной шкале с 20% до7%, за иностранных специалистов с 11% до 5%

2003 По прогрессивной шкале с 5% до 20% По регрессивной шкале с 20% до7%, за иностранных специалистов с 11% до 5%

2004 По прогрессивной шкале с 5% до 20% По регрессивной шкале с 20% до7%, за иностранных специалистов с 11% до 5%

2005 По прогрессивной шкале с 5% до 20% По регрессивной шкале с 20% до7%, за иностранных специалистов с 11% до 5%

2006 По прогрессивной шкале с 5% до 20% По регрессивной шкале с 20% до7%, за иностранных специалистов с 11% до 5%

2007 10% по настоящее время По регрессивной шкале с 20% до7%, за иностранных специалистов с 11% до 5%

2008 По прогрессивной шкале с 13% до 5%

2009 11% по настоящее время

Сегодня в Казахстане действуют фиксированные ставки ИПН - 10% практически на все доходы на территории Республики Казахстан и 5% - на доходы в виде дивидендов, полученные из источников в Республике Казахстан и за ее пределами.

Для прозрачности отражения доходов физических лиц у Правительства есть ряд мероприятий, к которым можно отнести всеобщее декларирование доходов и имущества гражданами Республики Казахстан.

Введение данной процедуры положительно повлияет на развитие страны, так как:

1) является одним из мощных инструментов борьбы с теневой экономикой;

2) автоматически расширяет налогооблагаемую базу, а значит, позволяет снижать нагрузку на отдельного взятого налогоплательщика;

3) способствует формированию здоровой налоговой культуры в обществе;

4) позволяет каждому физическому лицу подойти осознанно к выплате подоходного налога в бюджет, т.е. повышает стимул, налоговую грамотность, заинтересованность, усилит требовательность населения к государству, формируя справедливые обоснованные ставки, условия налогообложения.

По мнению ряда экономистов и политологов Республики Казахстан наибольшую угрозу в смысле экономической и политической стабильности для государства представляют внутренние социальные факторы, самый главный из которых - расслоение населения по экономическому признаку.

В настоящее время казахстанские экономисты, социологи, политологи предпринимают различные попытки вычислить реальный коэффициент разрыва в доходах «верхов» и «низов». При его расчете, как правило, используется международный стандарт - отношение доходов 10% самых богатых к такому же числу бедняков. По данным Агентства РК по статистике, в Казахстане богатые зарабатывают 26,6% всех доходов, бедные - 3,5%.

Таким образом, коэффициент разрыва в доходах составляет 7,6.

Однако с такой арифметикой не согласен ученый Республики Казахстан - Кошанов Аманжол Кошанович. По его расчетам, разрыв в доходах у нас составляет 29 к 1, тогда как в развитых странах - 4,8 к 1.

Расслоение общества в Республике Казахстан зашкаливает допустимые пределы, причем размеры и источники богатств оказались результатом внешнеэкономического доступа к рентным и монопольным доходам.

Так, ученый приводит простой пример:

Из заработной платы работников различных отраслей экономики (начиная с самой низкооплачиваемой - сельское хозяйство с доходом в 34,2 тыс.тенге и самой высокооплачиваемой - финансовый и страховой сектор с заработком в 152 тыс.тенге.; цифры взяты из данных Агентства по статистике за 2010 год) мы вычитаем 10% ИПН. После вычета ИПН мы наблюдаем равномерное распределение оставшихся доходов: все налогоплательщики находятся в равном положении, имея возможность после уплаты налогов свободно распоряжаться 90 % своего заработка. Но кроме обязательных налоговых платежей в бюджет каждый НП совершает еще один вид расходов, обязательность и всеобщность которых для любого физического лица исполняется даже строже, чем уплата налогов. Речь идет о затратах на жизнеобеспечение. Чтобы определить какой же суммой НП сможет распоряжаться действительно свободно, необходимо уменьшить средства, остающиеся у него после уплаты налога, на величину затрат, необходимых для жизнеобеспечения самого налогоплательщика - вычтем величину прожиточного минимума.

И теперь мы видим, что картинка распределения изменилась. У работника, занятого в сельском хозяйстве после уплаты налогов и вычета прожиточного минимума в распоряжении ничего не остается, тогда как у работника финансовой и страховой деятельности остается 68% дохода. То есть здесь мы не наблюдаем ни экономической, ни социальной справедливости применения плоской шкалы налогообложения.

Из приведенных примеров следует, что при действующей системе налогообложения бремя неизбежных платежей для наименее и наиболее обеспеченных слоев населения существенно разнится.

По данным исследований бремя неизбежных платежей самого бедного с доходом в 34,2 тыс.тенге составляет 59,7%, а одного из богатых с доходом 144,7 тыс.тенге - 21,7%, то есть меньше в 2,75 раза.

Аналогичная ситуация с расслоением общества наблюдается и в соседней Российской Федерации.

Но при этом, в налоговом законодательстве РФ предусмотрены с 2015 года повышенные ставки НДФЛ (по аналогии с ИПН - налог на доходы физического лица).

В 2016, как и в предыдущем году, основной ставкой НДФЛ в РФ останется 13%.

Граждане, годовой доход которых не превышает 512 тыс. рублей (около 2,5 млн.тенге) будут платить 13% подоходного налога от общей суммы их доходов, а те, у кого он превышает 512 тыс. рублей - 23%.

Кроме того, повышенную ставку НДФЛ 35% будут применять для:

- доходов от стоимости выигрышей и призов, в части, которая превышает установленные размеры;

- доходов, полученных от процентов по банковским вкладам, в части, которая превышает установленные размеры.

Ставка НДФЛ 9% будет применяться для:

- доходов от долевого участия в деятельности организаций, которые были получены в виде дивидендов, физическими лицами, имеющими статус налоговых резидентов РФ.

Повышенную ставку НДФЛ 30% применяется для доходов, полученных физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций.

Ставка НДФЛ 15% будет применяться по отношению к доходам, полученным физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций.

Средняя заработная плата в РФ в 2014г. составляла по данным из интернет - источников 41,9 тыс.руб. или около 190 000 тенге, в РК -154 500 тенге за аналогичный период.

Для примера в Казахстане очень щадящие ставки по таким видам доходов. Дивиденды облагаются по ставке ИПН 5% и то не у всех участников и учредителей, а только у участников и учредителей юридических лиц - недропользователей. А доходы по вкладам в банках физических лиц Казахстана облагаются по ставке 10%.

Предложено:

1. Установить справедливую прогрессивную шкалу по ИПН со ставкой от 5% до 20% в зависимости от суммы дохода налогоплательщика, действие которой вступает в силу с введением всеобщего декларирования. То есть, чем выше доход (чем богаче человек), тем выше ставка ИПН.

Предложены различные вариации установления ставок в зависимости от получаемого дохода, при этом предложено исчислять суммы доходов в кратности к минимальной заработной плате (далее - МЗП):

Доходы в размере 4 и менее кратного МЗП облагать по ставке 5%;

Доходы в размере от 5 до 7 кратного МЗП - 7%;

Доходы в размере от 8 до 10 кратного МЗП - 9%;

Доходы в размере от 11 до 15 кратного МЗП - 11%;

Доходы в размере от 16 до 25кратного МЗП - 13%;

Доходы в размере от 26 до 40 кратного МЗП - 15%;

Доходы в размере от 41 до 55 кратного МЗП - 17%;

Доходы в размере от 56 до 75 кратного МЗП - 19%;

Доходы в размере 76 и более кратного МЗП - 20%.

2. Однако участниками заседания было отмечено, что прогрессивная шкала ставок может привести к образованию схем по занижению доходов для уплаты налогов по низкой ставке. В связи с чем, предложенные ставки ИПН необходимо вводить через некоторое время после внедрения всеобщего декларирования. Предложено предварительно заложить в новом объединенном Кодексе дату вступления в силу предложенной прогрессивной шкалы ставок - 2025 годом.

3. Исключить неэффективные льготы, не оказывающие влияние на диверсификацию экономики и не имеющих социального эффекта, а также повысить ставки налогообложения по нижеуказанным доходам физических лиц, то есть:

• исключить подпункты 5) и 7) пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса и повысить ставку по таким доходам до 15-20%:

«5) дивиденды и вознаграждения по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких дивидендов и вознаграждений в официальном списке фондовой биржи, функционирующей на территории Республики Казахстан;

7) дивиденды при одновременном выполнении следующих условий:

-на день начисления дивидендов налогоплательщик владеет акциями или долями участия, по которым выплачиваются дивиденды, более трех лет;

-юридическое лицо, выплачивающее дивиденды, не является недропользователем в течение периода, за который выплачиваются дивиденды;

-имущество лиц (лица), являющихся (являющегося) недропользователями (недропользователем), в стоимости активов юридического лица, выплачивающего дивиденды, на день выплаты дивидендов составляет не более 50 процентов».

• Установить предел (1 млн. тенге) установленного размера для налогообложения и повысить ставку до 15-20% (для вкладов в национальной валюте - 15%, для вкладов в иностранной валюте - 20%) доходов по вознаграждениям, выплачиваемым физическим лицам по их вкладам в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций на основании лицензии (подпункт 2) пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса).

Имущественный доход.

Текущая ситуация:

Доход от прироста стоимости при реализации имущества физическим лицом, а также индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, возникает при реализации следующего имущества, находящегося на территории Республики Казахстан:

1) жилищ, дачных строений, гаражей, объектов личного подсобного хозяйства, находящихся на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности;

2) земельных участков и (или) земельных долей, целевым назначением которых с даты возникновения права собственности до даты реализации являются индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство, ведение личного подсобного хозяйства, под гараж, на которых расположены объекты, указанные в подпункте 1) настоящего пункта, находящиеся на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности;

3) земельных участков и (или) земельных долей, целевым назначением которых с даты возникновения права собственности до даты реализации являются индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство, ведение личного подсобного хозяйства, садоводства, под гараж, на которых не расположены объекты, указанные в подпункте 1) настоящего пункта, в случае, если период между датами составления правоустанавливающих документов на приобретение и на отчуждение земельного участка и (или) земельной доли составляет менее года.

При этом доходом от прироста стоимости при реализации вышеуказанного имущества является положительная разница между ценой (стоимостью) реализации имущества и ценой (стоимостью) его приобретения, если иное не установлено пунктами 3 - 7 статьи 180-1 Налогового кодекса.

 

Предложено:

1. При определении налогооблагаемого дохода от прироста стоимости при реализации имущества (имущественный доход) необходимо учитывать официальную инфляционную ставку, а также предусмотреть вычет расходов, которые влияют на стоимость имущества при продаже (к примеру, затраты на ремонт помещения, на риэлторов). Учитывая, что вычет таких расходов будет производиться исключительно при наличии документов, подтверждающих затраты, то такая норма простимулирует физические лица требовать с лиц, оказывающих услуги, продавцов материалов и т.п. чеки и другие документы, которые будут подтверждать факт совершенных затрат.

2. Освободить от подоходного налога одно недвижимое жилое имущество физического лица, а также индивидуального предпринимателя, если такое имущество было единственным реализованным в течение последних пяти лет. Остальное недвижимое имущество, реализованное в течение этих же пяти лет, облагать подоходным налогом.

3. Снизить ставку подоходного налога по имущественному доходу от прироста стоимости при реализации жилой (личной) недвижимости до 5%.

 

Дополнительно по ИПН предложено:

1. Расширить налоговые вычеты, которые будут введены с 2017 года (вводятся такие вычеты, как расходы на ипотеку, образование, страхование и т.д.). К примеру, дополнить вычеты расходами на аренду жилья для лиц, у которых нет собственного жилья, за исключением затрат, возмещаемых работодателем. При этом такие расходы должны подтверждаться соответствующими документами. Также возможно стоит установить максимальную сумму, которую можно относить на вычет по аренде, в целях предотвращения завышения суммы вычетов по аренде жилья.

2. Выигрыши (в казино, тотализаторах и т.п.) облагать ИПН в размере 35%. При этом, для национальной лотереи предусмотреть сниженную ставку.

3. Для организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, с численностью инвалидов за налоговый период не менее 51 процента от общего числа работников, установить порог, в пределах которого такие организации имеют право на освобождение от налогообложения по КПН и НДС.

 

 

II. СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ.

 

Текущая ситуация:

Участниками Рабочей группы отмечено, что в Республике Казахстан фонд оплаты труда облагается 2 налогами (индивидуальный подоходный налог и социальный налог). В связи, с чем был отмечен ряд проблем:

1) Различные субъекты налогообложения (ИПН - физические лица, социальный налог - предприятия);

2) Различный подход по исчислению социального налога для отдельных категорий налогоплательщиков:

• Налогоплательщики, применяющие упрощенные режимы налогообложения исчисляют социальный налог от полученного дохода.

• Крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают социальный налог в размере 20% от МРП.

• Отдельные виды предпринимательской деятельности (игорный бизнес) - 2 МРП на одного работника;

• ИП, применяющие общеустановленный режим уплаты налогов - 2 МРП на себя и 1 МРП на наемного работника;

• Адвокаты, частные нотариусы, судебные исполнители, медиаторы- - 2 МРП на себя и 1 МРП на наемного работника.

3) Сложность исчисления социального налога с учетом исчисления социальных отчислений.

4) Различный перечень вычетов и льгот.

5) Сложности в его администрирования.

6) Возможность ухода от уплаты - заключение договоров гражданско-правового характера.

 

Предложено:

Упразднить социальный налог, что повлечет:

Прозрачность налогового режима (только один налог на фонд оплаты труда) и его администрирования;

Благоприятно для малоимущих слоев населения (не будут уплачивать налог с доходов менее МЗП);

Значительно упроститься заполнение налоговой отчетности и количество представляемых форм.

 

 

III. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ВЗНОСЫ. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ.

 

Текущая ситуация:

В настоящее время объектом обложения обязательными пенсионными взносами и социальными отчислениями для индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих деятельность с использованием специального налогового режима, является оборот индивидуального предпринимателя. То есть при определении суммы обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений не учитывается расходная часть.

Следовательно текущая ситуация по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям создает дополнительную нагрузку к налогообложению доходов индивидуальных предпринимателей. Как показывает практика, при таком подходе к обложению индивидуальных предпринимателей, сумма обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений может значительно превышать сумму чистого дохода предпринимателя, что приводит к негативным последствиям.

 

Предложено:

1. Установить максимальный размер объекта обложения (в пределах 5 МЗП) для индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих деятельность с использованием специального налогового режима, которая будет зависеть от суммы минимальной заработной платы, установленной законодательством Республики Казахстан.

2. Дать возможность индивидуальным предпринимателям самостоятельно определять размер своего дохода, с которого будут исчисляться обязательные пенсионные взносы и пенсионные отчисления.

При этом, если у предпринимателя отсутствует доходная часть (независимо от оборота), то необходимости исчислять обязательные пенсионные взносы и социальные отчисления не возникает.

 

Секретарь Алдамуратов О.Н.

И.о Председателя рабочей группы Азимшайык Е.С.

Приложение № 1

Присутствовали:

Сотрудники Департамента государственных доходов по г.Алматы:

Азимшайык Едиль Серикович - руководитель Управления разъяснительной работы;

Бахытжанов Алиби Маратович - главный специалист Управления анализа и рисков;

Сабитова Альбина Сейткаримовна - главный специалист Управления анализа и рисков;

Алдамуратов Олжас Нурланулы - главный специалист Управления разъяснительной работы.

Представители Палаты предпринимателей и бизнес - сообщества г.Алматы:

Кунтаев Бекежан Жасланович - представитель Палаты предпринимателей г.Алматы.

Керимбеков Данияр Акимбаевич - представитель Палаты предпринимателей г.Алматы;

Мамажанова Гульнар Кайратовна - представитель Палаты предпринимателей г.Алматы;

Барышев Максим Анатольевич - главный редактор Портала для налогоплательщиков «Учет.kz»;

Абыканов Бахыт Оразбекович - представитель Ассоциации торговых предприятий Казахстана;

Ахметов Елюбай Байпакович - заместитель председателя правления Союза потребителей кооперации РК «Казпотребсоюз».

Наурызгалиева Айжан Абакановна - представитель Ассоциации пищевых предприятий Казахстана.

Ашхабаева Наталья Тохтаровна - вице-президент ОЮЛ «Ассоциация предприятий легкой промышленности Республики Казахстан».

Головко Владимир Юрьевич - сопредседатель ОЮЛ «Евразийский союз участников ВЭД».

Бисекенов Алмат Хамитович - и.о. юридического отдела Торгово-промышленной палаты г.Алматы.

Степаненко Лариса Владимировна - вице-президент Объединенной Ассоциации риэлторов Казахстана;

Нургужаева Алма Алтаевна - директор Палаты финансовых и налоговых консультантов Союза «Атамекен»;

Ермаков Владимир Александрович - представитель Центра обслуживания предпринимателей;

А также другие члены НПП РК «Атамекен» в г.Алматы.