Анализ практики привлечения иностранной рабочей силы в нефтегазовые проекты на условиях СРП в России и Казахстане (Аккайсиева А.У., Директор департамента бюджетирования,индикативного планирования и сводного экономического анализа АО «НК «КазМунайГаз», доктор экономических наук)
Анализ практики привлечения иностранной рабочей силы
в нефтегазовые проекты на условиях СРП в России и Казахстане
Аккайсиева Айзада Умбетовна
Директор департамента
бюджетирования,индикативного планирования
и сводного экономического анализа АО «НК «КазМунайГаз»,
доктор экономических наук
Четвертый Атырауский правовой семинар «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 14 апреля 2006 г.)
В 2005 году рынок труда республики характеризуется увеличением экономической активности населения за счет стабильного роста числа занятых в экономике.
Если говорить о привлечении иностранной рабочей силы в ходе реализации нефтегазовых проектов как самими недропользователями так и их субподрядчиками, в настоящее время в Республике Казахстан идет тенденция увеличения по привлечению иностранной рабочей силы в нефтегазовые проекты. Это в основном обосновывается увеличением иностранных инвестиций в нефтегазовые проекты и увеличением квот на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан.
Анализ практики привлечения иностранной рабочей силы в нефтегазовые проекты на условиях раздела продукции в России и Казахстане был проведен на основании действующих соглашений о разделе продукции (далее - СРП). Необходимо отметить, что речь идет о привлечении Подрядными компаниями иностранных работников на работу в состав Оператора.
В целом, политика по привлечению рабочей силы в целях реализации нефтегазовых проектов, как Казахстана, так и России направлена на поддержку персонала своей страны. Это обосновывается нормами
Действующие СРП в Казахстане и в России
На сегодняшний день в Республике Казахстан существует 14 контрактов на недропользование, заключенных на условиях раздела продукции. Из них около 8-ми СРП: организационно-правовая форма управления в виде консорциума, т.е. руководство проектом ведется через Оператора.
В Российской Федерации подписаны 4 СРП. Организация по руководству данными проектами также проводится на консорциальной основе. При этом, еще 22 нефтегазовых проектов находятся на стадии изучения, подготовки и подписания СРП.
Анализ законодательной базы
Законодательной базой для заключения контрактов на условиях раздела продукции являются
В соответствии с
При этом, уполномоченный орган, координирующий реализацию государственной политики в сфере занятости населения, т.е. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан:
1) разрабатывает и утверждает по согласованию с компетентным органом методику расчета казахстанского содержания в отношении казахстанских кадров;
2) принимает участие в осуществлении мониторинга исполнения недропользователями контрактных обязательств по казахстанскому содержанию в части привлечения казахстанских кадров.
Согласно
1) руководители высшего уровня;
2) руководители среднего уровня (менеджеры);
3) специалисты;
4) квалифицированные рабочие.
по следующей формуле:
VKC
h = --- * 100%,
Vo
где
- VKC - штатная численность казахстанских кадров подрядчика и (или) оператора соответствующей категории,
- Vo - общая штатная численность персонала подрядчика и (или) оператора соответствующей категории.
Вместе с тем, необходимо отметить, что условия ранее заключенных СРП также предусматривают обязательства по привлечению казахстанских кадров без установления конкретной цифры или процентного значения. И соответственно, Полномочным органом по ним ведется мониторинг.
В Российской Федерации законодательной базой для заключения контрактов на условиях раздела продукции являются Конституция Российской Федерации, Закон «О недрах», «О соглашениях о разделе продукции» и Налоговый Кодекс.
В отличие от казахстанского законодательства норма Закона Российской Федерации «О соглашениях о разделе продукции», пункт 2 статьи 7 предусматривает определенное значение по привлечению работников в ходе осуществления проекта - граждан Российской Федерации, количество которых должно составлять не менее чем 80 процентов состава всех привлеченных работников, привлечению иностранных рабочих и специалистов только на начальных этапах работ по соглашению или при отсутствии рабочих и специалистов - граждан Российской Федерации соответствующих квалификаций. Действующие в настоящее время в России СРП заключены до принятия закона «О СРП», и, соответственно, условие о 80 процентном присутствии отечественных специалистов в них не содержится.
Анализ привлечения рабочей силы на примере действующих СРП
Как было указано выше, анализ был проведен на примере двух действующих СРП в Республике Казахстан со сроком реализации 9 лет и СРП в Российской Федерации со сроком реализации 13 лет, по привлечению Подрядными компаниями иностранных работников на работу в состав Оператора. При этом отмечаем, что Операторами являются иностранные компании.
Табл. 1
| Наименование показателя | ед.изм. | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
СРП-РК | всего кол-во работников Оператора | чел. | 2 874 | 3 219 | 3 193 | 1 976 | 2 912 |
в т.ч. иностранные работники | чел. | 667 | 666 | 625 | 343 | 482 | |
% | 23,2% | 20,7% | 19,6% | 17,4% | 16,6% | ||
СРП-РФ | всего кол-во работников Оператора | чел. | 1400 |
|
|
| 1 100 |
в т.ч. иностранные работники | чел. | 700 |
|
|
| 550 | |
% | 50% |
|
|
| 50% |
По состоянию на 1 января 2006 года численность казахстанских кадров Оператора СРП-РК составила 2430 чел. или 83,4 %, иностранных кадров 482 чел. или 16,6 %.
Выполнение обязательств по замещению иностранного персонала казахстанскими кадрами
Планируемое количество привлекаемых Оператором СРП Российской Федерации иностранных работников в 2006 году составит 38,9 % или 350 чел. от общего числа работников в количестве 900 чел.
Как видно из таблицы 1, в казахстанском СРП количество иностранных работников по сравнению с российским СРП относительно общего количества работников находится на низком уровне, хотя в абсолютном значении количество иностранных работников находится на почти одинаковом уровне. Ежегодное снижение иностранных работников в казахстанском СРП связываем с тщательным мониторингом условий СРП, проводимым Полномочным органом. Однако, считаем необходимым отметить огромное количество подрядных организаций у Оператора по СРП, в которых задействованы большое количество иностранных специалистов и по которым Полномочным органом ввиду того, что данный показатель не является условием СРП, мониторинг не ведется.
По итогам сравнительного анализа законодательной базы и практики привлечения иностранной рабочей силы в проекты, реализуемых на условиях СРП в Республике Казахстан и Российской Федерации, предлагаем выработать конкретную позицию государства в отношении привлечения казахстанских кадров в нефтегазовые проекты, реализующих на условиях раздела продукции.
Учитывая отношение Российской Федерации по привлечению национальных кадров в ходе осуществления СРП, а также учитывая, то что государство гарантирует стабильность налогового режима СРП до момента завершения его срока действия, предлагаем установить конкретные процентные значения состава казахстанских кадров в отношении общего количества работников Подрядных компаний и Оператора в ходе переговорного процесса при подготовке СРП к заключению. При этом, предлагаемые процентные значения должны быть распределены отдельно для периода разведки и пробной добычи и для периода добычи по шкале с последующим увеличением казахстанских кадров до конца завершения проекта, например:
- в периоде разведки и пробной добычи количество иностранной рабочей силы не должно превышать от 55% до 75% от общего числа персонала, привлекаемого на работу для реализации СРП;
- в первые 10 лет периода добычи после завершения периода пробной добычи количество иностранной рабочей силы не должно превышать от 45% до 55% от общего числа персонала, привлекаемого на работу для дальнейшей реализации СРП;
- в последующие периоды добычи до конца завершения проекта количество иностранной рабочей силы не должно превышать от 25% до 35% от общего числа персонала, привлекаемого на работу для дальнейшей реализации СРП.