Анализ практики привлечения иностранной рабочей силы в нефтегазовые проекты на условиях СРП в России и Казахстане (Аккайсиева А.У., Директор департамента бюджетирования,индикативного планирования и сводного экономического анализа АО «НК «КазМунайГаз», доктор экономических наук)

Анализ практики привлечения иностранной рабочей силы
в нефтегазовые проекты на условиях СРП в России и Казахстане

 

 

Аккайсиева Айзада Умбетовна

Директор департамента

бюджетирования,индикативного планирования

и сводного экономического анализа АО «НК «КазМунайГаз»,

доктор экономических наук

 

Четвертый Атырауский правовой семинар «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 14 апреля 2006 г.)

 

В 2005 году рынок труда республики характеризуется увеличением экономической активности населения за счет стабильного роста числа занятых в экономике.

Если говорить о привлечении иностранной рабочей силы в ходе реализации нефтегазовых проектов как самими недропользователями так и их субподрядчиками, в настоящее время в Республике Казахстан идет тенденция увеличения по привлечению иностранной рабочей силы в нефтегазовые проекты. Это в основном обосновывается увеличением иностранных инвестиций в нефтегазовые проекты и увеличением квот на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан.

Анализ практики привлечения иностранной рабочей силы в нефтегазовые проекты на условиях раздела продукции в России и Казахстане был проведен на основании действующих соглашений о разделе продукции (далее - СРП). Необходимо отметить, что речь идет о привлечении Подрядными компаниями иностранных работников на работу в состав Оператора.

В целом, политика по привлечению рабочей силы в целях реализации нефтегазовых проектов, как Казахстана, так и России направлена на поддержку персонала своей страны. Это обосновывается нормами Законов «О недрах и недропользовании» и «О соглашениях (контрактах) о разделе продукции при проведении нефтяных операций на море» на территории Республики Казахстан и на территории Российской Федерации нормой Закона «О соглашениях о разделе продукции».

 

Действующие СРП в Казахстане и в России

На сегодняшний день в Республике Казахстан существует 14 контрактов на недропользование, заключенных на условиях раздела продукции. Из них около 8-ми СРП: организационно-правовая форма управления в виде консорциума, т.е. руководство проектом ведется через Оператора.

В Российской Федерации подписаны 4 СРП. Организация по руководству данными проектами также проводится на консорциальной основе. При этом, еще 22 нефтегазовых проектов находятся на стадии изучения, подготовки и подписания СРП.

 

Анализ законодательной базы

Законодательной базой для заключения контрактов на условиях раздела продукции являются Конституция Республики Казахстан, Законы «О недрах и недропользовании», «О нефти», «О соглашениях (контрактах) о разделе продукции при проведении нефтяных операций на море» и Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый Кодекс).

В соответствии с пунктом 3 статьи 41-1 Закона Республики Казахстан о недрах и пунктом 3 статьи 13 Закона Республики Казахстан о СРП одним из условий по предоставлению права на проведение разведки, добычи и совмещенной разведки и добычи является принятие потенциальными участниками обязательств по привлечению казахстанских кадров, в том числе с учетом их категории и стадии проведения операций по недропользованию.

При этом, уполномоченный орган, координирующий реализацию государственной политики в сфере занятости населения, т.е. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан:

1) разрабатывает и утверждает по согласованию с компетентным органом методику расчета казахстанского содержания в отношении казахстанских кадров;

2) принимает участие в осуществлении мониторинга исполнения недропользователями контрактных обязательств по казахстанскому содержанию в части привлечения казахстанских кадров.

Согласно методике расчета казахстанского содержания в отношении казахстанских кадров, утвержденной совместным приказом Министра труда и социальной защиты Республики Казахстан от 16 мая 2005 года № 131-п и Министра энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан от 18 мая 2005 года № 151 казахстанское содержание устанавливается на основе определения значений процентного содержания казахстанских кадров, в отношении штатной численности персонала подрядчика и (или) оператора, по категориям. При этом, процентное содержание казахстанских кадров, в соотношении с иностранным персоналом подрядчика и (или) оператора определяется по следующим категориям:

1) руководители высшего уровня;

2) руководители среднего уровня (менеджеры);

3) специалисты;

4) квалифицированные рабочие.

по следующей формуле:

   VKC

h = --- * 100%,

     Vo

где

- VKC - штатная численность казахстанских кадров подрядчика и (или) оператора соответствующей категории,

- Vo - общая штатная численность персонала подрядчика и (или) оператора соответствующей категории.

Вместе с тем, необходимо отметить, что условия ранее заключенных СРП также предусматривают обязательства по привлечению казахстанских кадров без установления конкретной цифры или процентного значения. И соответственно, Полномочным органом по ним ведется мониторинг.

В Российской Федерации законодательной базой для заключения контрактов на условиях раздела продукции являются Конституция Российской Федерации, Закон «О недрах», «О соглашениях о разделе продукции» и Налоговый Кодекс.

В отличие от казахстанского законодательства норма Закона Российской Федерации «О соглашениях о разделе продукции», пункт 2 статьи 7 предусматривает определенное значение по привлечению работников в ходе осуществления проекта - граждан Российской Федерации, количество которых должно составлять не менее чем 80 процентов состава всех привлеченных работников, привлечению иностранных рабочих и специалистов только на начальных этапах работ по соглашению или при отсутствии рабочих и специалистов - граждан Российской Федерации соответствующих квалификаций. Действующие в настоящее время в России СРП заключены до принятия закона «О СРП», и, соответственно, условие о 80 процентном присутствии отечественных специалистов в них не содержится.

 

Анализ привлечения рабочей силы на примере действующих СРП

Как было указано выше, анализ был проведен на примере двух действующих СРП в Республике Казахстан со сроком реализации 9 лет и СРП в Российской Федерации со сроком реализации 13 лет, по привлечению Подрядными компаниями иностранных работников на работу в состав Оператора. При этом отмечаем, что Операторами являются иностранные компании.

Табл. 1

 

 

Наименование показателя

ед.изм.

2001

2002

2003

2004

2005

СРП-РК

всего кол-во работников Оператора

чел.

2 874

3 219

3 193

1 976

2 912

 в т.ч. иностранные работники

чел.

667

666

625

343

482

%

23,2%

20,7%

19,6%

17,4%

16,6%

СРП-РФ

всего кол-во работников Оператора

чел.

1400

 

 

 

1 100

 в т.ч. иностранные работники

чел.

700

 

 

 

550

%

50%

 

 

 

50%

 

По состоянию на 1 января 2006 года численность казахстанских кадров Оператора СРП-РК составила 2430 чел. или 83,4 %, иностранных кадров 482 чел. или 16,6 %.

Выполнение обязательств по замещению иностранного персонала казахстанскими кадрами

 


 

Планируемое количество привлекаемых Оператором СРП Российской Федерации иностранных работников в 2006 году составит 38,9 % или 350 чел. от общего числа работников в количестве 900 чел.

Как видно из таблицы 1, в казахстанском СРП количество иностранных работников по сравнению с российским СРП относительно общего количества работников находится на низком уровне, хотя в абсолютном значении количество иностранных работников находится на почти одинаковом уровне. Ежегодное снижение иностранных работников в казахстанском СРП связываем с тщательным мониторингом условий СРП, проводимым Полномочным органом. Однако, считаем необходимым отметить огромное количество подрядных организаций у Оператора по СРП, в которых задействованы большое количество иностранных специалистов и по которым Полномочным органом ввиду того, что данный показатель не является условием СРП, мониторинг не ведется.

По итогам сравнительного анализа законодательной базы и практики привлечения иностранной рабочей силы в проекты, реализуемых на условиях СРП в Республике Казахстан и Российской Федерации, предлагаем выработать конкретную позицию государства в отношении привлечения казахстанских кадров в нефтегазовые проекты, реализующих на условиях раздела продукции.

Учитывая отношение Российской Федерации по привлечению национальных кадров в ходе осуществления СРП, а также учитывая, то что государство гарантирует стабильность налогового режима СРП до момента завершения его срока действия, предлагаем установить конкретные процентные значения состава казахстанских кадров в отношении общего количества работников Подрядных компаний и Оператора в ходе переговорного процесса при подготовке СРП к заключению. При этом, предлагаемые процентные значения должны быть распределены отдельно для периода разведки и пробной добычи и для периода добычи по шкале с последующим увеличением казахстанских кадров до конца завершения проекта, например:

- в периоде разведки и пробной добычи количество иностранной рабочей силы не должно превышать от 55% до 75% от общего числа персонала, привлекаемого на работу для реализации СРП;

- в первые 10 лет периода добычи после завершения периода пробной добычи количество иностранной рабочей силы не должно превышать от 45% до 55% от общего числа персонала, привлекаемого на работу для дальнейшей реализации СРП;

- в последующие периоды добычи до конца завершения проекта количество иностранной рабочей силы не должно превышать от 25% до 35% от общего числа персонала, привлекаемого на работу для дальнейшей реализации СРП.