Климатическая конференция в Копенгагене: итоги и перспективы (Максимов В., Ключевой эксперт Проекта INOGATE/EPMOGI, к.э.н.)

Климатическая конференция в Копенгагене: итоги и перспективы

 

Максимов Владимир

Ключевой эксперт

Проекта INOGATE/EPMOGI, к.э.н.

 

 

VIII международная Атырауская правовая конференция «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 9 апреля 2010 г.)

 

Конференция Сторон РКИК ООН (далее - Конференция) прошедшая в Копенгагене 7-18 декабря 2009 была призвана принять юридически обязывающее соглашение на период после 2012 года, которое включало бы обязательства как развитых, так и развивающихся стран по реализации мер по борьбе с изменением климата.  

Конференция не приняла полновесного соглашения по борьбе с изменением климата, которое ожидал весь мир, однако, по словам Исполнительного Секретаря РКИК ООН Иво де Бояра «этот факт делает задачу еще более неотложной». 18 января 2010 г. Секретариат РКИК ООН распространил уведомление Сторонам с приглашением до 31 января 2010 г. направить официальные подтверждения их намерения присоединиться к заключительному документу, который был предложен Конференции 29-ю странами (т.н. Копенгагенское Соглашение).  

К продуктивным итогам Конференции можно отнести три ключевых пункта: 1) проблематика изменения климата была поднята на уровень глав государств и правительств, 2) Копенгагенское Соглашение отражает наличие политического консенсуса в отношении долгосрочных и глобальных мер по защите климатической системы, 3) в результате переговоров почти весь набор документов в сфере защиты климатической системы был подготовлен для утверждения на следующей конференции в 2010 году.  

Страны Приложения I обнародовали свои количественные обязательства по снижению выбросов ПГ к 2020 г. (например, ЕС планирует сократить выбросы ПГ на 20%, США – на 17%.) Было согласовано, что Страны, не входящие в Приложение 1, сами сформулируют свои цели по сокращению выбросов в соответствии со своими национальными обстоятельствами и планами развития – т.н. план NAMA (national appropriate mitigation actions).  

Также важно отметить согласие крупнейших эмиттеров ПГ – Китая, Индии, Бразилии и ЮАР приступить к выработке показателей сокращения выбросов для их официальной передачи в Секретариат РКИК ООН.

Вне зависимости от конкретных количественных обязательств Сторон была признана необходимость перехода мировой экономики к сценарию низкоуглеродного развития. С учетом этого в Копенгагенском Соглашении были выделены вопросы финансирования и передачи технологий. Развитые страны в совокупности обязуются предоставить новые и дополнительные ресурсы в объеме, приближающемся к 30 млрд. долл., в период с 2010 по 2012 г. со сбалансированным распределением между адаптацией и предотвращением. В период до 2020 года поставлена цель мобилизовать до100 млрд. долл. в год из широкого диапазона разнообразных источников для помощи развивающимся странам в достижении поставленных ими задач сокращения углеродоемкости.

Предложено учредить Технологический механизм с целью ускорения разработки и передачи технологий для мер по адаптации и предотвращению изменений климата, который управлялся бы на принципах учета национальных приоритетов.

Какое влияние на будущее развитие экономики Казахстана может оказать Копенгагенское Соглашение?  

Казахстан подписал РКИК ООН в июне 1992 г. и ратифицировал в мае 1995 г. Киотский протокол к РКИК ООН был ратифицирован Казахстаном в марте 2009 г. и вступил в силу для Казахстана 18 сентября 2009 г. В настоящее время Казахстан не имеет количественных обязательств по Киотскому протоколу, такие обязательства имеют страны Приложения «В» Киотского протокола.

На 12-й Конференции Сторон РКИК ООН в Найроби в 2006 г. было признано, что Казахстан становится Стороной, включенной в приложение I РКИК ООН, для целей Киотского Протокола (при этом установлено, что для целей Конвенции Казахстан будет по-прежнему являться Стороной, не включенной в приложение I). Такое решение было принято в соответствии с желанием Казахстана взять на себя количественные обязательства по сокращению выбросов ПГ, что нашло отражение в поданной Казахстаном в сентябре 2009 года поправке к Киотскому Протоколу, которая предусматривает включение его в Приложение В к Киотскому Протоколу. Внесенная Казахстаном поправка будет рассмотрена на 16-й Конференции Сторон РКИК ООН в Мексике.  

С учетом включения Казахстана в число стран Приложения 1 (в соответствии с решением 12-ой Конференции Сторон РКИК) страна должна представить свои обязательства по сокращению к 2020 году выбросов ПГ в январе 2010 г. Такие обязательства Правительством Казахстана были приняты еще до 15-й Конференции на заседании от 2 ноября 2009 г. и выражаются в 15% снижении эмиссии ПГ к 202 году и 25% к 2050 г. по сравнению с уровнем 1992 г. (базовый год для Казахстана).

По поручению Правительства РК разрабатывается Стратегия низкоуглеродного развития, важнейшими инструментами реализации которой должны стать энергосбережение и развитие возобновляемых источников энергии.

Ранее Правительством РК были установлены требования по инвентаризации ПГ на уровне предприятий с целью стимулирования энергосбережения и возможного использования схем торговли углеродными кредитами (включая т.н. «сему зеленых инвестиций») при условии, если будут приняты соответствующие международные правила.