Закон Республики Казахстан от 12 января 2016 года № 442-V «Об использовании атомной энергии»

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Об использовании атомной энергии

 

Настоящий Закон определяет правовую основу и принципы регулирования общественных отношений в области использования атомной энергии в целях защиты жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и направлен на обеспечение режима нераспространения ядерного оружия, ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности при использовании атомной энергии.

 

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) уровень изъятия - значения физических величин, определяющих ядерные, радиационные, геометрические, весовые характеристики объекта использования атомной энергии, предусмотренные в гигиенических нормативах, технических регламентах, при которых или ниже которых объекты использования атомной энергии исключаются из-под государственного контроля;

2) атомная энергия - энергия, высвобождающаяся в ядерных реакциях и при радиоактивном распаде, а также энергия генерируемых ионизирующих излучений;

3) объекты использования атомной энергии - источники ионизирующего излучения, радиоактивные отходы и отработавшее ядерное топливо, ядерные, радиационные, электрофизические установки, пункты хранения и захоронения, транспортные упаковочные комплекты и ядерные материалы;

4) эксплуатация объектов использования атомной энергии - административная, хозяйственная и инженерно-техническая деятельность, осуществляемая физическим или юридическим лицом в области использования атомной энергии;

5) обращение с объектами использования атомной энергии - совокупность ручных и (или) автоматизированных операций, действий с объектами использования атомной энергии при их изготовлении, поставке, использовании, эксплуатации, вводе в эксплуатацию и выводе из эксплуатации, переработке, монтаже, ремонте, техническом обслуживании, зарядке, перезарядке, демонтаже, утилизации, консервации, транспортировке, импорте, экспорте, дезактивации, постутилизации, хранении, захоронении;

6) жизненный цикл объекта использования атомной энергии - размещение, проектирование, производство, сооружение или строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, вывод из эксплуатации, транспортировка, обращение, хранение, захоронение и утилизация объектов использования атомной энергии;

7) государственный контроль в области использования атомной энергии - деятельность уполномоченного органа в области использования атомной энергии в пределах его компетенции, направленная на обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами требований законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии;

8) уполномоченный орган в области использования атомной энергии (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования атомной энергии;

9) источники ионизирующего излучения - радиоактивные вещества, аппараты или устройства, содержащие радиоактивные вещества, а также электрофизические аппараты или устройства, испускающие или способные испускать ионизирующее излучение;

10) реестр источников ионизирующего излучения - база данных источников ионизирующего излучения, представляющая постоянно обновляемый свод сведений об их наличии, перемещении и местонахождении на территории Республики Казахстан, включая сведения о перемещении при их экспорте и импорте;

11) постутилизация - комплекс работ по демонтажу и сносу капитальных строений (зданий, сооружений, комплексов) после прекращения их эксплуатации (пользования, применения) с одновременным восстановлением и вторичным использованием регенерируемых элементов (конструкций, материалов, оборудования), а также переработкой не подлежащих регенерации элементов и отходов;

12) захоронение - размещение отработавшего ядерного топлива или радиоактивных отходов в пункте захоронения без намерения их изъятия;

13) пункт захоронения - ядерная или радиационная установка, предназначенная для захоронения отработавшего ядерного топлива или радиоактивных отходов;

14) закрытие пункта захоронения - завершение всех операций после захоронения с приведением пункта захоронения в безопасное состояние;

15) ввод установки в эксплуатацию - документально оформляемая деятельность по приведению в рабочее состояние компонентов и систем ядерной или радиационной, или электрофизической установки после окончания ее строительства и проведения необходимых испытаний;

16) вывод установки из эксплуатации - документально оформляемая деятельность по прекращению эксплуатации ядерной или радиационной, или электрофизической установки и ее исключению из-под государственного контроля с обеспечением конечного состояния установки и площадки ее размещения, соответствующего требованиям по безопасности;

17) эксплуатирующая организация - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обращению с объектами использования атомной энергии;

18) отработавшее ядерное топливо - ядерное топливо, облученное в ядерном реакторе и окончательно удаленное из него;

19) персонал - физические лица, постоянно или временно работающие с источниками ионизирующего излучения или находящиеся по условиям труда в сфере их воздействия;

20) радиационный риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью человека, имуществу физических и юридических лиц, окружающей среде в результате облучения с учетом тяжести его последствий;

21) радиационная безопасность - состояние свойств и характеристик объекта использования атомной энергии, обеспеченное комплексом мероприятий, ограничивающих радиационное воздействие на персонал, население и окружающую среду, в соответствии с нормами, установленными законодательством Республики Казахстан;

22) категория радиационной опасности - характеристика объекта использования атомной энергии по степени его радиационной опасности для населения и (или) окружающей среды при обращении с ним или в условиях возможной аварии;

23) радиационная установка - специальная, не являющаяся ядерной установка, включая относящиеся к ней помещения, сооружения и оборудование, на которой осуществляется обращение с радиоактивными веществами;

24) радиоактивные вещества - любые материалы природного или техногенного происхождения в любом агрегатном состоянии, содержащие радионуклиды;

25) радиоактивные отходы - радиоактивные вещества, ядерные материалы или радионуклидные источники с содержанием радионуклидов выше уровня изъятия, дальнейшее использование которых не предусматривается;

26) радионуклидный источник - источник ионизирующего излучения, содержащий радиоактивные вещества, специально созданный для его полезного применения или являющийся побочным продуктом какого-либо вида деятельности;

27) хранение - временное размещение в пунктах хранения ядерного топлива, ядерных материалов, радиоактивных веществ, радионуклидных источников, отработавшего ядерного топлива, радиоактивных отходов, предполагающее возможность их извлечения для дальнейшего обращения с ними;

28) пункт хранения - ядерная или радиационная установка, предназначенная для хранения ядерного топлива, ядерных материалов, радиоактивных веществ, радионуклидных источников, отработавшего ядерного топлива, радиоактивных отходов;

29) транспортный упаковочный комплект - совокупность элементов, необходимых для полного размещения и удержания радиоактивного содержимого при перевозке;

30) физическая защита - единая система организационных и технических мер по предотвращению несанкционированного доступа к объекту использования атомной энергии;

31) электрофизическая установка - специальная, не являющаяся ядерной или радиационной установка, генерирующая или способная генерировать ионизирующее излучение, включая относящиеся к ней помещения, сооружения и оборудование;

32) ядерная безопасность - состояние свойств и характеристик объекта использования атомной энергии, при котором с определенной вероятностью обеспечивается невозможность ядерной аварии;

33) ядерная установка - специальная установка, на которой осуществляется обращение с ядерными материалами, включая относящиеся к ней помещения, сооружения и оборудование;

34) ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) радионуклиды;

35) ядерная физическая безопасность - состояние единой системы организационных и технических мер, направленных на предотвращение, обнаружение и (или) реагирование на факты хищения, диверсии, несанкционированного доступа, незаконной передачи, обращения или другие противоправные действия в отношении объектов использования атомной энергии и (или) эксплуатирующей организации.

 

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области использования атомной энергии

1. Законодательство Республики Казахстан в области использования атомной энергии основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

 

 

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

 

Статья 3. Государственное регулирование в области использования атомной энергии

Государственное регулирование в области использования атомной энергии применяется в отношении:

1) деятельности физических и юридических лиц в области использования атомной энергии;

2) деятельности физических и юридических лиц при выполнении работ, связанных с жизненным циклом объектов использования атомной энергии;

3) мониторинга ядерных испытаний;

4) деятельности на территориях бывших испытательных ядерных полигонов и других территориях, загрязненных в результате проведенных ядерных испытаний;

5) экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности;

6) подготовки и аттестации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии.

 

Статья 4. Задачи и принципы государственного регулирования в области использования атомной энергии

1. Задачами государственного регулирования в области использования атомной энергии являются эффективная защита жизни и здоровья людей, их имущества, обеспечение охраны окружающей среды, поддержание ядерной, радиационной, ядерной физической безопасности, режима нераспространения ядерного оружия при использовании атомной энергии.

2. Государственное регулирование в области использования атомной энергии основывается на принципах:

1) обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды при использовании атомной энергии;

2) приоритетности обеспечения безопасности над другими аспектами использования атомной энергии;

3) обязательности и непрерывности государственного контроля за обеспечением безопасности объекта использования атомной энергии;

4) доступности, объективности и своевременности информации о состоянии безопасности и воздействии объектов использования атомной энергии на население и окружающую среду;

5) обязательности возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием объектов использования атомной энергии жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, а также окружающей среде;

6) недопустимости сверхнормативного радиоактивного загрязнения окружающей среды;

7) недопустимости импорта и захоронения радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива других государств на территории Республики Казахстан, за исключением реимпорта собственных радиоактивных отходов;

8) обязательности государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии.

3. На территории Республики Казахстан запрещается деятельность физических и юридических лиц в области использования атомной энергии в целях разработки, создания, производства, испытания, хранения или распространения ядерного оружия.

 

Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает основные направления государственной политики в области использования атомной энергии;

2) принимает решения о районе строительства, строительстве и отмене строительства ядерных установок и пунктов захоронения;

3) принимает решение о досрочном выводе из эксплуатации ядерной установки или закрытии пункта захоронения;

4) утверждает правила вывода из эксплуатации ядерных и радиационных установок;

5) утверждает правила проведения экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности;

6) утверждает правила выбора площадки размещения ядерных установок и пунктов захоронения;

7) утверждает национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии;

8) определяет порядок организации инспекций Международного агентства по атомной энергии на территории Республики Казахстан;

9) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

 

Статья 6. Компетенция уполномоченного органа

Уполномоченный орган:

1) осуществляет реализацию государственной политики в области использования атомной энергии;

2) осуществляет международное сотрудничество в области мирного использования атомной энергии;

3) осуществляет государственный контроль в области использования атомной энергии;

4) осуществляет лицензирование деятельности в сфере использования атомной энергии;

5) разрабатывает и утверждает технические регламенты в области использования атомной энергии;

6) разрабатывает и утверждает правила физической защиты ядерных материалов и ядерных установок;

7) разрабатывает и утверждает правила физической защиты источников ионизирующего излучения и пунктов хранения;

8) разрабатывает правила вывода из эксплуатации ядерных и радиационных установок;

9) разрабатывает порядок организации инспекций Международного агентства по атомной энергии на территории Республики Казахстан;

10) разрабатывает и утверждает правила аккредитации организаций, осуществляющих экспертизу ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности;

11) разрабатывает и утверждает правила государственного учета ядерных материалов;

12) разрабатывает и утверждает правила государственного учета источников ионизирующего излучения;

13) разрабатывает и утверждает правила безопасности при обращении с радионуклидными источниками;

14) разрабатывает национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии;

15) разрабатывает и утверждает правила транспортировки ядерных материалов;

16) разрабатывает и утверждает правила транспортировки радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

17) разрабатывает правила выбора площадки размещения ядерных установок и пунктов захоронения;

18) разрабатывает правила проведения экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности;

19) разрабатывает и утверждает правила повышения квалификации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии;

20) разрабатывает и утверждает правила аттестации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии;

21) вносит в Правительство Республики Казахстан представление о досрочном выводе из эксплуатации ядерных установок или закрытии пунктов захоронения в случае возникновения угрозы безопасности населения и (или) окружающей среды;

22) принимает решение о постановке на государственный учет или снятии с государственного учета ядерных материалов, источников ионизирующего излучения;

23) ведет государственный учет ядерных материалов;

24) ведет государственный учет источников ионизирующего излучения;

25) осуществляет экспортный контроль в области использования атомной энергии;

26) согласовывает методики расчетов, относящиеся к обеспечению ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, представленные экспертной организацией;

27) определяет порядок утверждения конструкций транспортных упаковочных комплектов и утверждает конструкции транспортных упаковочных комплектов, а также распространяет действие сертификатов-разрешений на них, утвержденных уполномоченными органами других стран, на территории Республики Казахстан;

28) организует исследования по ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, обеспечению режима нераспространения ядерного оружия и мониторингу ядерных испытаний;

29) разрабатывает и утверждает правила организации сбора, хранения и захоронения радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива;

30) разрабатывает и утверждает методические рекомендации для физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, относительно методов и способов подтверждения соответствия объекта использования атомной энергии требованиям ядерной, радиационной, ядерной физической безопасности, установленным законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии;

31) устанавливает значения величины пороговой активности для различных радиоизотопов;

32) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

 

Статья 7. Государственный контроль в области использования атомной энергии

Государственный контроль в области использования атомной энергии осуществляется в форме проверки. Проверка проводится в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

 

 

Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

 

Статья 8. Общие условия осуществления деятельности в области использования атомной энергии

1. Физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии, обязаны:

1) иметь лицензию на соответствующий вид деятельности в сфере использования атомной энергии;

2) обеспечивать целевое обращение с объектами использования атомной энергии;

3) обеспечивать соответствие проектных и эксплуатационных характеристик и параметров объекта использования атомной энергии требованиям ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, экспортного контроля и (или) требованиям режима нераспространения ядерного оружия;

4) иметь организационную структуру и систему внутренних документов, обеспечивающих выполнение требований ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, установленных законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии;

5) иметь организационную структуру и систему внутренних документов, обеспечивающих выполнение требований по учету ядерных материалов в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии;

6) иметь организационную структуру и систему внутренних документов, обеспечивающих выполнение требований по учету источников ионизирующего излучения в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии;

7) обеспечивать учет и контроль ядерных материалов и представлять в уполномоченный орган отчеты об их наличии, перемещении и местонахождении;

8) обеспечивать учет и контроль источников ионизирующего излучения и представлять в уполномоченный орган отчеты об их наличии, перемещении и местонахождении;

9) информировать уполномоченный орган о любых изменениях в системах, оборудовании, документации ядерной установки, касающихся обеспечения ядерной, радиационной или ядерной физической безопасности;

10) информировать уполномоченный орган об авариях и инцидентах, связанных с ядерной, радиационной и ядерной физической безопасностью;

11) обладать необходимыми организационными, финансовыми, материально-техническими ресурсами и иметь квалифицированный персонал для безопасной эксплуатации и технического обслуживания ядерной установки в течение всего периода жизненного цикла;

12) предусматривать финансовые средства для обеспечения работ по выводу из эксплуатации ядерной установки, закрытию пункта захоронения, постутилизации, захоронению радиоактивных отходов, ликвидации последствий радиационных аварий, компенсации вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, а также окружающей среде;

13) соблюдать требования ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, установленные законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии;

14) вести учет и анализ доз облучения работников, допущенных к ядерным и радиационно-опасным работам при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, и обеспечивать реализацию их прав на компенсации;

15) осуществлять подготовку, поддержание квалификации и своевременную аттестацию персонала, занятого на объектах использования атомной энергии.

2. Физические и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию объектов использования атомной энергии, и (или) собственники таких объектов не имеют права передавать объекты использования атомной энергии другим физическим и юридическим лицам, если эти лица не имеют лицензий на соответствующий вид деятельности в сфере использования атомной энергии.

3. При прекращении деятельности физические и юридические лица, осуществляющие обращение с объектами использования атомной энергии, обязаны выполнить следующие мероприятия по безопасному прекращению деятельности:

1) передать ядерные материалы и (или) источники ионизирующего излучения физическим и юридическим лицам, осуществляющим обращение с объектами использования атомной энергии, имеющим соответствующие лицензии на обращение с ними;

2) передать радиоактивные отходы и (или) отработавшие радионуклидные источники в пункты хранения или захоронения;

3) передать отработавшее ядерное топливо в пункты хранения или захоронения либо юридическим лицам, осуществляющим обращение с объектами использования атомной энергии, имеющим соответствующие лицензии на обращение с ядерными материалами;

4) провести работы по восстановлению окружающей среды, рекультивации территории, дезактивации оборудования и помещений, загрязненных при осуществлении прекращаемой деятельности.

 

Статья 9. Лицензирование деятельности в сфере использования атомной энергии

1. Лицензирование деятельности в сфере использования атомной энергии осуществляется в соответствии с настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

Лицензированию подлежит деятельность с объектами использования атомной энергии выше уровня изъятия.

2. Срок рассмотрения заявления на получение лицензии и (или) приложения к лицензии для видов деятельности: выполнение работ, связанных с этапами жизненного цикла объектов использования атомной энергии; обращение с ядерными материалами; обращение с радиоактивными веществами, приборами и установками, содержащими радиоактивные вещества; обращение с приборами и установками, генерирующими ионизирующее излучение; обращение с радиоактивными отходами; транспортировка, включая транзитную, ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоизотопных источников ионизирующего излучения, радиоактивных отходов в пределах территории Республики Казахстан - со дня его представления составляет:

1) для ядерных установок 1 и 2 категорий радиационной опасности, пунктов захоронения не более десяти месяцев;

2) для ядерных установок 3 и 4 категорий радиационной опасности, радиационных и электрофизических установок 1 и 2 категорий радиационной опасности не более пяти месяцев;

3) для радиационных и электрофизических установок 3 категории радиационной опасности не более шестидесяти рабочих дней;

4) для радиационных и электрофизических установок 4 категории радиационной опасности не более сорока рабочих дней;

5) для транспортировки отработавшего ядерного топлива, высокоактивных радиоактивных отходов не более четырех месяцев;

6) для транспортировки ядерных материалов - пятьдесят рабочих дней;

7) для транспортировки среднеактивных, низкоактивных радиоактивных отходов, радиоактивных веществ и закрытых радиоактивных источников - тридцать рабочих дней.

3. Срок рассмотрения заявлений о выдаче лицензии и (или) приложения к лицензии для работ с источниками ионизирующего излучения, не относящимися к ядерным, радиационным, электрофизическим установкам, или радиоактивными отходами, а также для видов деятельности: предоставление услуг в области использования атомной энергии; деятельность на территориях бывших испытательных ядерных полигонов и других территориях, загрязненных в результате проведенных ядерных испытаний; физическая защита ядерных установок и ядерных материалов; специальная подготовка персонала, ответственного за обеспечение ядерной и радиационной безопасности, - составляет тридцать рабочих дней.

4. В приложении к лицензии в качестве особых условий выдачи лицензии указывается тип приборов, установок, материалов, веществ, отходов, с которыми лицензиат проводит работы, из следующего перечня:

1) установки по изготовлению ядерного топлива и его компонентов;

2) атомные энергетические станции;

3) исследовательские ядерные (атомные) реакторы;

4) термоядерные реакторы;

5) установки по добыче и переработке природного урана;

6) пункты хранения высокоактивных радиоактивных отходов;

7) пункты хранения среднеактивных радиоактивных отходов;

8) пункты хранения низкоактивных радиоактивных отходов;

9) пункты хранения отработавшего ядерного топлива;

10) пункты хранения радионуклидных источников;

11) пункты захоронения высокоактивных радиоактивных отходов;

12) пункты захоронения среднеактивных радиоактивных отходов;

13) пункты захоронения низкоактивных радиоактивных отходов;

14) пункты захоронения отработавшего ядерного топлива;

15) пункты захоронения отработавших радионуклидных источников;

16) ядерные материалы с указанием изотопного состава;

17) радиоактивные вещества;

18) радиофармпрепараты;

19) генераторы нейтронов;

20) урансодержащие вещества;

21) торийсодержащие вещества;

22) продукты переработки природного урана;

23) закрытые радионуклидные источники с указанием активности;

24) высокоактивные радиоактивные отходы;

25) среднеактивные радиоактивные отходы;

26) низкоактивные радиоактивные отходы;

27) радиоизотопные спектрометры, анализаторы, датчики, измерители;

28) рентгеновские спектрометры, анализаторы, датчики, измерители;

29) стационарные радиоизотопные дефектоскопы;

30) переносные радиоизотопные дефектоскопы;

31) стационарные рентгеновские дефектоскопы;

32) переносные рентгеновские дефектоскопы;

33) радиоизотопные установки для досмотра ручной клади, багажа, транспорта, материалов, веществ;

34) рентгеновское оборудование для досмотра ручной клади, багажа, транспорта, материалов, веществ;

35) рентгеновское оборудование для персонального досмотра человека;

36) ускорители электронов с энергией до 10 МэВ;

37) ускорители электронов с энергией выше 10 МэВ;

38) ускорители ионов с энергией до 2 МэВ/нуклон;

39) ускорители ионов с энергией выше 2 МэВ/нуклон;

40) медицинские ускорители заряженных частиц;

41) медицинские рентгеновские установки общего назначения;

42) медицинское рентгеновское дентальное оборудование;

43) медицинские рентгеновские маммографические установки;

44) медицинское рентгеновское ангиографическое оборудование;

45) медицинские компьютерные рентгеновские томографы;

46) медицинское радиоизотопное диагностическое оборудование;

47) медицинское рентгеновское терапевтическое оборудование;

48) медицинские рентгеновские симуляторы;

49) медицинские гамма-терапевтические установки.

5. Действие лицензии на виды деятельности в сфере использования атомной энергии может быть приостановлено на срок не более шести месяцев в следующих случаях:

1) при радиационных авариях и (или) инцидентах;

2) при нарушении требований ядерной и (или) радиационной, и (или) ядерной физической безопасности, учета ядерных материалов, источников ионизирующего излучения, выявленном в результате проверки;

3) при обнаружении недостоверных сведений в материалах лицензиата, представленных при получении лицензии;

4) при невыполнении предписаний уполномоченного органа в установленные сроки.

6. При приостановлении действия лицензии лицензиат продолжает обеспечивать ядерную, радиационную и ядерную физическую безопасность.

7. Приостановление или лишение лицензии осуществляется в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

 

Статья 10. Категории радиационной опасности установок

1. Ядерные, радиационные, электрофизические установки подразделяются на четыре категории радиационной опасности:

1) 1 категория - установки, при аварии на которых возможно радиационное воздействие на население за пределами их санитарно-защитной зоны;

2) 2 категория - установки, при аварии на которых радиационное воздействие ограничивается территорией их санитарно-защитной зоны;

3) 3 категория - установки, радиационное воздействие которых ограничивается площадкой их размещения;

4) 4 категория - установки, радиационное воздействие которых ограничивается только помещениями или рабочим местом, где проводятся работы, связанные с осуществлением деятельности с использованием атомной энергии.

2. Категории радиационной опасности ядерных, радиационных, электрофизических установок определяются физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии и (или) являющимися собственниками установок, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к обеспечению радиационной безопасности и законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии.

3. Собственниками ядерных и радиационных установок, а также электрофизических установок 1 и 2 категорий радиационной опасности могут быть только юридические лица.

 

Статья 11. Категории опасности радионуклидных источников

1. В целях оптимизации радиационной защиты и обеспечения ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности радионуклидные источники подразделяются на пять категорий опасности, определяемых отношением активности источника к пороговой активности, вызывающей опасное воздействие на человека:

1) категория 1 - источники со значением отношения активности к пороговой активности более 1 000;

2) категория 2 - источники со значением отношения активности к пороговой активности от 10 до 1 000;

3) категория 3 - источники со значением отношения активности к пороговой активности от 1 до 10;

4) категория 4 - источники со значением отношения активности к пороговой активности от 0,01 до 1;

5) категория 5 - источники со значением активности выше уровня изъятия и значением отношения активности к пороговой активности менее 0,01.

2. Значения величины пороговой активности для различных радиоизотопов устанавливаются уполномоченным органом.

 

Статья 12. Строительство ядерных установок и пунктов захоронения

1. Решение о строительстве и районе строительства ядерных установок и пунктов захоронения принимается Правительством Республики Казахстан при согласии местных представительных органов, на территории которых планируется строительство установки или пункта захоронения, с учетом:

1) потребностей в них для решения хозяйственных задач страны и отдельных ее регионов;

2) наличия необходимых условий для размещения указанных объектов, отвечающих требованиям законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии;

3) отсутствия угрозы безопасности указанных объектов со стороны расположенных вблизи гражданских и военных объектов;

4) требований, установленных экологическим законодательством Республики Казахстан;

5) возможных социальных и экономических последствий размещения указанных объектов для промышленного, сельскохозяйственного и социального развития региона.

2. После принятия решения о строительстве и районе строительства проводятся работы по выбору площадки размещения ядерной установки или пункта захоронения.

3. Площадка размещения ядерной установки или пункта захоронения должна определяться с учетом:

1) возможных внешних воздействий природного и (или) техногенного характера;

2) возможного переноса радиоактивных веществ;

3) возможности предотвращения ущерба населению и окружающей среде в результате эксплуатации ядерной установки или пункта захоронения или в результате возникновения инцидентов или аварий.

4. Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию ядерной установки или пункта захоронения осуществляются в соответствии с настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

5. Проектные документы ядерных установок и пунктов захоронения в обязательном порядке проходят государственные экологическую и санитарно-эпидемиологическую экспертизы.

6. Строительство ядерных установок и пунктов захоронения разрешается только юридическим лицам.

7. В случаях угрозы национальной безопасности Правительство Республики Казахстан вправе принять решение об отмене строительства ядерной установки или пункта захоронения.

 

Статья 13. Ядерная физическая безопасность

1. При осуществлении деятельности в области использования атомной энергии эксплуатирующая организация обеспечивает ядерную физическую безопасность.

2. В целях обеспечения ядерной физической безопасности осуществляется физическая защита объектов использования атомной энергии, которая должна обеспечивать:

1) защиту объекта использования атомной энергии от несанкционированного изъятия, хищения ядерных материалов или незаконного захвата ядерной установки;

2) защиту объектов использования атомной энергии от диверсии;

3) смягчение или сведение к минимуму радиологических последствий возможной диверсии на объектах использования атомной энергии.

3. Охрана ядерных установок 1 и 2 категорий радиационной опасности осуществляется специализированными охранными подразделениями органов внутренних дел.

 

Статья 14. Государственный учет ядерных материалов и источников ионизирующего излучения

1. Ядерные материалы и источники ионизирующего излучения подлежат государственному учету в порядке, определяемом уполномоченным органом.

2. Государственный учет ядерных материалов и источников ионизирующего излучения обеспечивает определение наличного количества ядерных материалов, источников ионизирующего излучения, их перемещения и местонахождения при обращении с ними.

3. Физические и юридические лица, осуществляющие обращение с объектами использования атомной энергии, представляют в уполномоченный орган отчеты о наличии, перемещении и местонахождении ядерных материалов и источников ионизирующего излучения.

4. Уполномоченный орган осуществляет анализ и сверку полученной информации о наличии, перемещении и местонахождении источников ионизирующего излучения и вносит ее в реестр источников ионизирующего излучения.

 

Статья 15. Осуществление экспорта и импорта в области использования атомной энергии

1. Экспорт и импорт ядерных и специальных неядерных материалов, оборудования, установок, технологий, источников ионизирующего излучения, оборудования и соответствующих товаров и технологий двойного применения (назначения), работ, услуг, связанных с их производством, осуществляются на основе лицензии уполномоченного государственного органа, осуществляющего государственное регулирование в области экспортного контроля, по согласованию с уполномоченным органом.

2. Запрещается экспорт продукции или результатов интеллектуальной творческой деятельности, если экспортеру достоверно известно, что такая продукция или результаты интеллектуальной творческой деятельности будут использованы в разработке, создании, испытаниях и поставке ядерного оружия или его компонентов.

3. В целях обеспечения норм и требований экспортного контроля в области использования атомной энергии экспортеры создают внутрифирменные системы экспортного контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан об экспортном контроле.


вверх   |   документ постранично