Самостоятельная ветвь правосудия (С.Мұратбек, судья Восточно-Казахстанского областного суда)
Самостоятельная ветвь правосудия
С. Мұратбек,
судья Восточно-Казахстанского
областного суда
Во исполнение поручения Президента страны, озвученного на VI Съезде судей, Верховным Судом РК разработан
Верховный Суд как разработчик проекта считает, что административное судопроизводство должно быть выведено в самостоятельную ветвь правосудия наряду с уголовным и гражданским.
Проектом Кодекса закреплено, что административное процессуальное законодательство регулирует общественные отношения, возникающие при отправлении судами правосудия, при рассмотрении и разрешении споров между физическим и (или) юридическим лицами и органами государственного управления (административным делам) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц.
Впервые проектом Кодекса предлагается раскрыть такие понятия, как административное судопроизводство, административный акт, административное дело, административный спор, административный иск, административный истец и ответчик.
Административный иск, несмотря на схожесть названия с иском в гражданском судопроизводстве, рассматривается по правилам, существенно отличающимся от правил гражданского судопроизводства. Проектом закрепляются общие и специальные принципы. Общие принципы, используемые в гражданском судопроизводстве, в равной степени применяются к административному судопроизводству, если не противоречат его целям и задачам. К специальным принципам административного судопроизводства относятся состязательность и равноправие сторон при активной роли суда; соблюдение разумного срока; недопустимость вмешательства суда в деятельность компетентного органа; обязанность по доказыванию. В соответствии с указанными принципами обязанность доказывания ложится на орган государственного управления (должностное лицо), который обязан доказать наличие условий, делающих необходимым вынесение административного акта или совершение определенных действий.
Проектом Кодекса закрепляется также и активная роль суда при рассмотрении административных дел. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, не ограничиваясь объяснениями, заявлениями и предложениями участников процесса, представленными сторонами доводами и доказательствами, на основании материалов, имеющихся в деле, выясняет все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, по собственной инициативе. При необходимости суд вправе сам истребовать доказательства и выйти за пределы заявленных требований, что обеспечит в административном производстве надлежащую состязательность сторон.
Проект предусматривает, что предварительное производство по административным делам в суде первой инстанции осуществляется в разумный срок. При определении разумного срока, который включает в себя период со дня поступления иска в суд первой инстанции до назначения дела к судебному разбирательству, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность административного дела, поведение лиц, участвующих в административном процессе, выражающееся в злоупотреблении процессуальными правами и невыполнении процессуальных обязанностей, процессуальная достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях оперативного рассмотрения административного дела.
Проектом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора. В целях непосредственного урегулирования спора до обращения в суд предполагается обращение истца в вышестоящий орган государственного управления с письменной претензией. Такой подход повлечет не только возможность разрешения спорных ситуаций на стадии досудебного производства, но и будет способствовать усилению ответственности государственных органов при принятии решений и издании актов. Кроме того, предлагается и урегулирование спора на основе взаимных уступок, через заключение мирового соглашения.
Кодекс разработан с учетом опыта правового регулирования административного судопроизводства в зарубежных государствах и особенностей судопроизводства и реформирования судебной системы Казахстана. Проект Административного процессуального кодекса размещен на сайте Верховного Суда РК для всеобщего обсуждения.