Среднее образование для детей с инвалидностью на дому: точка отсчета (Нуржамал Пренова, исследователь)
Среднее образование для детей с инвалидностью на дому: точка отсчета
Нуржамал Пренова, исследователь
Оказаться в авангарде, стать 151 страной, ратифицировавшей Конвенцию ООН о правах инвалидов - мы даже представить себе не могли этого несколько лет назад! Даже США – страна, с многовековой историей демократии, до сих пор не ратифицировала Конвенцию. Страны, ратифицировавшие ее, продвигают принципы равенства, недискриминации и максимальной «включенности» людей с инвалидностью в жизнь общества.
В последнее время в обществе стали активно обсуждать вопросы людей с инвалидностью. И сразу возникает вопрос, а как же дети? Да … да, те, которые за закрытыми дверями, те которые не ходят в обычные школы из-за ограничений по здоровью? Получают ли они такое же образование, как и обычные дети в школе? Смогут ли они завтра конкурировать наравне со «здоровыми» согражданами на рынке труда и «влиться» полностью в жизнь общества?
По данным ООН около 10% населения планеты имеют инвалидность, 5% из них - дети. По мнению ЮНЕСКО, доля детей с инвалидностью в школах развивающихся стран составляет не больше 1-5%, большой процент детей обучаются на дому. В развитых демократических странах, наоборот, очень редко встретишь детей с инвалидностью, обучающихся на дому, т.к. образование там носит максимально инклюзивный характер, и это экономически выгодно государству. Экономически для государства намного целесообразнее изначально подготавливать и ориентировать ребенка с инвалидностью к самостоятельной и трудовой деятельности, с учетом его желания, потребностей и способностей.
Ежегодно увеличивается общее количество детей с инвалидностью в стране, соответственно, число детей с инвалидностью, которым показано обучение на дому, также растет. Согласно статистике Министерства образования и науки РК: в 2010 г. – 7 898 чел., 2011 г.- 8 527 чел., в 2012 г.- 8 796 чел, на начало 2013 года – 8796 чел (официальные данные о 2014-2015 гг. отсутствуют).
Как утверждают представители прокуратуры, которые проводят регулярный мониторинг соблюдения прав детей с инвалидностью, государством выделяются большие средства на обучение и оздоровление детей с инвалидностью, поэтому оно вправе рассчитывать, что каждый ребенок получит качественные услуги в полном объеме, в том числе, в области образования.
Недавно на круглом столе, председатель общественного объединения инвалидов с высшим образованием «Намыс», советник министра образования и науки РК и советник акима г.Алматы по вопросам обеспечения прав и улучшение качества жизни инвалидов, Кайрат Иманалиев, озвучил результаты исследования, проведенного по стране: «Образование остается недоступным для людей с инвалидностью, и они не видят перспективы его развития. На вопрос: «Какие образовательные услуги вам доступны?», респонденты отметили:
При этом 14% опрошенных назвали образовательные услуги недоступными, 21% не пользуется или не нуждается в образовательных услугах. Лишь 12% из опрошенных окончили вузы, 63% нигде не учатся. При этом 31% считает, что они нуждаются в высшем образовании, и свыше 10% - в профессионально-техническом среднем».
Согласно результатам предварительного опроса молодежь с инвалидностью, получившая среднее образование на дому, менее конкурентоспособна на рынке труда и менее социализирована. Для понимания сути проблемы, с мая по сентябрь 2015 года было проведено исследование в Астане и Алматы, в фокусе которого - надомное обучение детей с инвалидностью.
Исследованием были охвачены дети и родители детей с инвалидностью, обучающихся на дому, а также эксперты из числа представителей государственных и негосударственных организаций. Во главе угла стоял вопрос качества среднего образования на дому для детей с инвалидностью в соответствии со стандартами Конвенции.
Исследование показывает, что право на образование детей с инвалидностью, обучающихся на дому, реализуется не в полной мере. Как выяснилось, существует ряд барьеров, которые затрудняют реализацию этого права, такие как, диагностика детей для последующего предписания обучения на дому не соответствует стандартам международной классификации функционирования, отклонений и нормы здоровья (ICF),
нехватка специализированных знаний у учителей для работы с детьми с различными видами инвалидности, отсутствие должной мотивации у учителей (транспортные расходы до дома учащихся с инвалидностью не покрываются, нет оплаты за дополнительную нагрузку), пассивность и стереотипы самих родителей (заниженные ожидания от своих детей, «стыдно» показывать своего ребенка на людях и т.д.), программа обучения по часам меньше, чем в обычных школах, негибкая методика преподавания (не ориентирована на индивидуальный подход с учетом потребностей детей с инвалидностью), низкая социализация и как следствие замкнутость детей, документы об окончании не всегда соответствуют установленному образцу (аттестату), вместо этого справки или свидетельства и т.д.
На сегодняшний день, выработаны предварительные рекомендации – первые шаги - для улучшения качества надомного обучения для детей с инвалидностью.
Как видно из инфографики, предложенные рекомендации не требуют больших финансовых затрат, а следовательно выполнимы в краткосрочной перспективе. Реализация этих шагов позволит выйти на новый качественный уровень в предоставлении услуг среднего образования на дому для детей с инвалидностью.
Отчетность уже не за горами, после вступления в силу Конвенции через два года страна предоставляет первоначальный отчет о проводимых политиках и программах по реализации положений Конвенции. Большие надежды на то, что ратификация Конвенции Казахстаном станет точкой отсчета новых позитивных изменений в стране.