Международное право в профессиональной подготовке судей (С. В. Саяпин, доктор права (Берлинский университет им. Гумбольдта), ассистент-профессор Школы права Университета КИМЭП))

Международное право в профессиональной подготовке судей

 

Сергей Саяпин *

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Республики Казахстан, международные договорные и иные обязательства Республики Казахстан являются действующим правом в Республике. Более того, в пункте 3 той же статьи Конституции указано, что международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. Из данных норм Конституции следует исключительно высокий статус норм международного права в системе права Республики Казахстан – что подтверждается в Нормативном постановлении Верховного Суда Республики Казахстан «О применении норм международных договоров Республики Казахстан» от 10 июля 2008 года.  

Следует обратить особое внимание на то, что в Конституции идет речь не только о международных договорных, но и иных обязательствах Республики Казахстан по международному праву. Из теории международного права следует, что здесь имеются в виду, как минимум: (1) обязательства Республики Казахстан, следующие из международных обычаев (общей практики государств, признанной в качестве нормы международного права); (2) обязательства, проистекающие из односторонних актов Республики Казахстан (признания, протеста и пр.); (3) обязательства, которые могут быть возложены на Республику Казахстан решением международного судебного или арбитражного органа. То есть, помимо международных договоров, заключенных Республикой Казахстан, судьям при рассмотрении дел и вынесении судебных постановлений необходимо учитывать объемный нормативный материал, требующий специальных профессиональных знаний. 

Однако бросается в глаза, что на сайте Института правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан2,  – которая до учреждения Академии правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан3  была ведущим высшим учебного заведения в сфере профессиональной подготовки кадрового резерва судей, – в описании учебного процесса международное право не упоминалось вообще. В частности, международное право отсутствовало в списке преподаваемых дисциплин и не упоминалось в числе приоритетных направлений исследований (кроме правовых инструментов для эффективной защиты прав человека4). Разумеется, можно предположить, что соответствующие аспекты международного права изучались в рамках специальных дисциплин – гражданское и уголовное право, гражданский и уголовный процесс, квалификация коррупционных преступлений, ювенальная юстиция и т.д. Однако международное право – исключительно объемный нормативный материал, и его внимательное изучение и выработка навыков по его качественному практическому применению судьями требуют, в первую очередь, достаточного количества учебных часов. Представляется, что в отсутствие отдельных курсов по теории международного права и его отдельным материальным и процессуальным отраслям достичь должного уровня профессиональных знаний невозможно. 

Кроме того, преподавать международное право должны специалисты в данной сфере, обладающие высоким уровнем теоретической и практической подготовки и профессиональным международно-правовым сознанием, способные передать обучающимся необходимые знания и навыки и, что особенно важно, привить им международное правосознание, присущее профессионалам-юристам в правовом государстве. Зачастую международное право, подлежащее применению национальным судами, сводят к процессуальным аспектам сотрудничества государств в уголовно-правовой или гражданско-правовой сфере. На самом деле судьям требуются гораздо более обширные и глубокие знания международного права – в сфере международной правосубъектности государства, защиты прав человека, международного гуманитарного и уголовного права, коррупционных преступлений, международно-правовых средств охраны окружающей среды, привилегий и иммунитетов дипломатических представительств и международных организаций, международного экономического права, международного транспортного права, международного частного права и т.д. В условиях глобализации и экономической интеграции число дел с иностранным (частным и публичным) элементом будет возрастать, и судьи должны быть готовы ежедневно демонстрировать высокий уровень профессиональной подготовки в условиях все более интенсивного международного общения. 

Несомненно, учреждение Академии правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан предполагает модернизацию системы подготовки судей – и в целях качественной профессиональной подготовки и переподготовки судей эта модернизация должна быть не только и не столько формальной, сколько содержательной. В свете вышеизложенного хотелось бы высказать следующие рекомендации: 

представляется целесообразным введение отдельных учебных курсов по международному публичному и частному праву в Академии правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан;

к преподаванию данных курсов следует привлекать (возможно, на почасовой основе) ведущих специалистов по международному публичному и частному праву Республики Казахстан и зарубежных государств из числа теоретиков и практиков. Как вариант, можно разработать синтезированный курс международного права, предполагающий участие нескольких преподавателей (теоретиков и практиков), специализирующихся в различных отраслях международного права и сменяющих друг друга, – такой подход сделает курс более насыщенным и интересным;

также имеет смысл привлекать к проведению лекционных и практических занятий представителей профильных международных организаций, которые могут поделиться со слушателями Академии практикой применения соответствующих норм международного права;

по итогам изучения курсов необходима объективная и комплексная оценка знаний, предполагающая зачисление в кадровый резерв судей только при условии успешной аттестации по международному публичному и частному праву;

имеет смысл рекомендовать слушателям Академии правосудия при написании выпускных квалификационных работ обязательно рассматривать международно-правовые аспекты избранной ими тематики исследований. Таким образом выпускники Академии будут комплексно изучать соответствующие отрасли и институты права Республики Казахстан, а также международный и зарубежный опыт в соответствующих сферах.

 

*Сергей Саяпин (s.sayapin@kimep.kz) – доктор права (Берлинский университет им. Гумбольдта), ассистент-профессор в Школе права Университета КИМЭП (Алматы, Республика Казахстан).

2См.: http://www.pa-academy.kz/index.php/ru/instituty/institut-pravosudiya (дата посещения – 17 марта 2016 года)

3См.: «Академия правосудия создана при Верховном суде РК», материал размещен по адресу: http://www.zakon.kz/4777085-akademija-pravosudija-sozdana-pri.html (дата посещения – 17 марта 2016 года)

4Следует отметить, что Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан «О применении норм международных договоров Республики Казахстан» прямо требует от судей в необходимых случаях «руководствоваться нормами  Международного пакта о гражданских и политических правах […], ратифицированного Парламентом 28 ноября 2005 года, для обеспечения выполнения обязательств Республики Казахстан как участника указанного международного пакта».