Основные новшества в Кодексе РК об административных правонарушениях (А. Макитов, судья Акмолинского областного суда )
Основные новшества в Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях
Абай Макитов,
судья Акмолинского областного суда
С 1 января 2015 года введен в действие
Введена норма, позволяющей судье, органу (должностному лицу) при установлении смягчающих обстоятельств сократить сумму штрафа до 30 % в отношении физических лиц, которая позволяет смягчить административную ответственность в случае наличия таких обстоятельств.
В чем заключается сокращенное производство по делу об административном правонарушении?- Сокращенное производство по делу об административном правонарушении, которое дает возможность физическому лицу оплатить 50 % от общей суммы штрафа в течение семи дней с момента вручения лицу протокола. Этот порядок возможен, если физическое лицо согласно с фактом совершенного правонарушения, признает свою вину, готово добровольно оплатить штраф и не имеет претензий. Если лицо не согласно с фактом совершенного правонарушения, то дело рассматривается в общем порядке.
Такой подход призван решить злободневную проблему взыскания штрафов. Сокращенное производство вводится в целях исключения волокиты при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Кроме того, такая новелла способствует экономии процессуальных средств доказывания и оптимизации судебной нагрузки. Предлагаемая процедура призвана повысить взыскаемость штрафов и укрепить доверие к государственным институтам. Конечно, в новом кодексе сохранены исключения для действующего в настоящее время особого порядка привлечения к ответственности по правонарушениям, совершенным в области налогового законодательства и правонарушениям, зафиксированным сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме. В целях исключения коррупциогенного фактора, а также для обеспечения сокращенного производства в кодексе теперь установлен определенный размер штрафов. По другим видам взыскания, где это возможно, сохранены относительно-определенные санкции. Штраф, выраженный в процентах, применяется только в определенных случаях за нарушение в сфере экологического, налогового, экономического законодательств, а также законодательства в сфере электроэнергетики. Исключён институт возврата протокола об административном правонарушении и других материалов дела на дооформление, судья даёт оценку процессуальным документам и имеющимся материалам по существу. Например, впервые в нашей стране введена дифференцированная процедура, предусматривающая общий и сокращенный порядок привлечения граждан к административной ответственности. Как известно, зачастую люди не согласны с уведомлением о штрафе, оспаривают их, загружают дополнительной работой суды. Поэтому теперь, если человек признает свою вину и не имеет претензий, он может в семидневный срок с момента вручения протокола оплатить лишь половину от суммы штрафа. Введена норма, которая позволяет судье либо уполномоченному органу при установлении смягчающих обстоятельств, сократить сумму штрафа в отношении физических лиц до 30 процентов в соответствии с принципом индивидуализации наказания.
Введена новая глава, которая целиком посвящена обжалованию действий либо бездействия органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Этого не было в прежнем кодексе. Важным изменением является введение института пересмотра вступивших в законную силу постановлений по административным правонарушениям в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Теперь в этой ситуации фигурантам административного дела достаточно написать заявление в суд и в случае признания появления вновь открывшихся обстоятельств, суд должен будет пересмотреть дело. Кроме этого, пересмотр становится возможен как по непосредственной жалобе лица, привлеченного к административной ответственности, так и потерпевшего или их законных представителей. Новый кодекс оговаривает достаточно узкий круг конкретных случаев, когда водительское удостоверение признается документом по делу об административном правонарушении. В остальных ситуациях можно обойтись без его изъятия. Приведены такие меры обеспечения, как осмотр и личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств. При этом вводится институт использования научно-технических средств. Это позволит решать вопросы допустимости данных, полученных посредством автомобильных видеорегистраторов, видеокамер в общественных местах. Уточняется институт исчисления сроков. Для четкого и однозначного правоприменения при исчислении срока в него включается и нерабочее время, за исключением случаев, когда срок исчисляется сутками. Изменена и уточнена дефиниция «административного задержания», более подробно прописан порядок уведомления участников производства по делам об административных правонарушениях. Есть и такое изменение, как пересмотр компетенции судов, органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. В частности, к подведомственности уполномоченных государственных органов отнесены дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается административное взыскание в виде штрафа, за исключением некоторых статей. В частности, претерпели изменения виды административных взысканий (