Государственная служба: планы и перспективы (Бахтияр Камалов, зам. руководителя Департамента по делам государственной службы по г. Алматы)
Государственная служба: планы и перспективы
Бахтияр Камалов,
зам. руководителя Департамента
по делам государственной службы по г. Алматы
В системе государственной службы РК с начала 2016 года произойдут серьезные изменения.
В
Обязательное требование для впервые поступивших на госслужбу - установление испытательного срока по формуле «три плюс три». Для них будет составляться индивидуальный адаптационный план на три месяца, включающий требования по овладению определенными навыками и специальными заданиями. В целях оказания помощи в выполнении индивидуального плана будут закреплены наставники из числа опытных работников. Результаты выполнения индивидуального адаптационного плана будут оцениваться руководством. В случае его невыполнения руководитель госоргана вправе продлить испытание еще на три месяца с представлением возможности повторного выполнения мероприятий. Отрицательные результаты по итогам второго трехмесячного периода неизбежно приведут к увольнению госслужащего.
Дальнейшее карьерное продвижение будет осуществляться на основе внутреннего конкурса по упрощенному порядку и в короткие сроки. В конкурсах смогут участвовать госслужащие с опытом работы на нижестоящих должностях. При этом первоначально кандидаты будут отбираться среди работников госоргана, где заполняется вакансия. В случае отсутствия подходящих претендентов отбор пройдет среди служащих всех госорганов.
Для отдельных действующих госслужащих (например, руководителей территориальных подразделений центральных госорганов) в рамках профессионального развития станет применяться ротация (внеконкурсное перемещение). Ротируемых будут обеспечивать служебным жильем из специально созданного фонда.
Наряду с вышеуказанными механизмами набора могут быть привлечены зарубежные менеджеры, которые будут наниматься на контрактной основе по решению Национальной комиссии по кадровой политике и проходить специальную проверку.
Другим положительным моментом является переход с 1 января 2016 года на факторно-балльную шкалу оплаты труда и внедрение регулярной оценки результативности государственных служащих и выплаты бонусов. Такой метод внедрен в большинстве передовых стран (США, Великобритания, Япония) и в международных организациях (например, Всемирный банк) и предусматривает распределение всех должностей по уровням единой шкалы на основе следующих факторов: управление сотрудниками; ответственность; самостоятельность в работе; опыт работы; уровень специальных знаний; уровень контактов; сложность работы; последствия принимаемых решений. В результате должности, находящиеся в одной категории, могут оплачиваться по-разному.
Регулярной оценке подвергнутся все государственные служащие (политические, служащие корпусов «А» и «Б»). Качество работы служащих корпуса «Б» станет оцениваться на основе их годовых индивидуальных планов. Оценка эффективности их работы будет осуществляться с применением метода обязательного ранжирования (составление списка сотрудников, разделенных на группы в зависимости от результатов оценки).
К примеру, по итогам ежегодной оценки предлагается распределять работников по четырем условным группам: с превосходными результатами (до десяти процентов от фактической штатной численности госоргана), высокими (35-45 процентов), удовлетворительными (40-50 процентов) и неудовлетворительными (до пяти процентов).
Бонусы подлежат выплате только для первых двух групп работников. Для сотрудников с результатами «удовлетворительно» (третья группа) и «неудовлетворительно» (четвертая группа) будут составляться индивидуальные планы развития компетенции. Для последней группы возможно понижение в должности (при наличии вакансий) либо увольнение.
Образуемая экономия по фонду оплаты труда и другим административным расходам (аренда помещений, транспортное обслуживание, командировки, связь и др.) будет направляться на выплату надбавок и бонусов оставшимся государственным служащим. Также хотелось бы отметить, что основные принципы нового Закона «О государственной службе» распространятся также и на все правоохранительные органы, с одновременным сохранением их отраслевого закона. Для обеспечения в рамках новой модели отбора квалифицированных кадров, их удержания и повышения на основе меритократии, а также недопущение на должности недобросовестных и некомпетентных работников будет проведена комплексная аттестация административных государственных служащих по решению Президента Республики Казахстан, определяющего ее порядок, сроки и категории аттестуемых государственных служащих.
С 1 января 2016 года разработан
Необходимо, чтобы граждане понимали, что основная движущая сила в противодействии коррупции - гражданское общество, а значит, они сами могут влиять на негативную ситуацию. Практика действующего законодательства показала, что только ужесточение мер борьбы с коррупцией не может стать эффективным средством снижения ее уровня, а усиление наказания за коррупционную деятельность должно сопровождаться другими комплексными мерами во всех сферах.
Так, в новом законе предусмотрено новое видение коррупционных правонарушений в связи с тем, что большинство из установленных
Характерной чертой настоящего этапа по противодействию коррупции является его общенародный характер, базирующийся на принципах партнерства субъектов коррупционной политики, приоритета мер предупреждения коррупции и нравственных начал по борьбе против коррупции.
Достижение этого направления реализуется посредством формирования в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции, выявления условий и причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений, и устранения их последствий, укрепления взаимодействия субъектов противодействия коррупции, развития международного сотрудничества по противодействию коррупции, а также выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений и преступлений.
Уполномоченным органом в сфере противодействия коррупции является Национальное бюро Министерства РК по делам государственной службы с основными полномочиями по реализации антикоррупционной политики государства, а также координации деятельности субъектов противодействия коррупции. Для обеспечения деятельности по предотвращению коррупции предусмотрены системные меры, включающие в себя антикоррупционный мониторинг, анализ коррупционных рисков (внешний и внутренний), формирование антикоррупционной культуры и антикоррупционные стандарты.
Физические лица, общественные объединения и иные юридические лица при противодействии коррупции должны сообщать об известных им фактах совершения коррупционных правонарушений; вносить предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики по вопросам противодействия коррупции; участвовать в формировании антикоррупционной культуры; осуществлять взаимодействие с другими субъектами противодействия коррупции и Агентством.
С января 2016 года субъекты коррупционных правонарушений и преступлений будут нести административную и уголовную ответственность (дисциплинарная ответственность предусмотрена в новом Законе «О государственной службе»).
Пятую институциональную реформу «Транспарентное и подотчетное государство» Президент РК Нурсултан Назарбаев выдвинул для перехода Казахстана к этапу государственного строительства - построению открытого, подотчетного населению государства.
Новый
П. 2 ст. 13 предусматривает, что Палаты Парламента, местные представительные органы области, города республиканского значения, столицы РК обеспечивают трансляцию открытых заседаний, а государственные органы - коллегий, проводимых по итогам года, в режиме онлайн на интернет-ресурсах.
Эти широкие подходы к активной публикации являются одними из наиболее позитивных аспектов закона.