Зачем казахстанцам отмена «мобильного рабства» (А. Кульшманов)

Зачем казахстанцам отмена «мобильного рабства» - эксперт

 

С 1 января 2016 года вступает в силу норма закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информатизации» позволяющая абонентам самостоятельно выбирать оператора сотовой связи, сохраняя при этом номер телефона (Mobile number portability или MNP). О том, почему отмена «мобильного рабства» необходима казахстанцам рассказал заместитель председателя Комитета связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию РК Виталии Ярошенко, передает корреспондент BNews.kz.

 

- Расскажите, пожалуйста, что такое MNP и почему услуга вводится в Казахстане?

- На самом деле, MNP - это аббревиатура от «Mobile number portability», то есть услуга по переносу мобильных номеров. Эта услуга не новая, она во всем мире достаточно широко известна. У нас в стране внедрением этой услуги мы занялись в 2014 году - провели соответствующие процедуры, создали централизованную базу данных абонентских номеров, которая позволяет сохранять абонентский номер при смене оператора связи.

По проведенному анализу, один из существенных барьеров для смены оператора - это как раз сохранение номера. То есть, если этой услуги нет на рынке, и вы переходите от одного оператора к другому, вам приходится уведомить весь ваш контакт-лист, что у вас сменился номер. В лучшем случае, вы подберете так называемый зеркальный номер, то есть, сменится только префикс, допустим с «777» на «707», в худшем случае у вас изменятся целиком все 11 цифр.

Если абонент не доволен, как его обслуживает текущий оператор, ему не нравятся тарифы, ему не нравится качество услуг, которые оказывает этот оператор, абонент задумывается, как сменить оператора. Но тут же возникает такой вопрос: если он сменит оператора, у него сменится номер телефона, соответственно он будет вынужден обзвонить своих знакомых, родственников и сказать, что у меня сменился номер - это не совсем удобно. Тем более, учитывая, что в современном мире у каждого среднестатистического абонента телефонная книга состоит из 500-600 контактов. Представьте, как уведомить 500-600 человек - это и затратно, и неудобно. Поэтому эту услугу было предложено внести.

 

- Каковы цели внедрения услуги?

- Одна из целей введения услуги MNP - развитие конкуренции. Сейчас у нас рынок сотовой связи, фактически, насыщен. У нас на рынке 4 оператора сотовой связи. Общая абонентская база сейчас порядка 30 млн абонентов, тогда как в стране живет всего 17 млн человек. Это говорит о том, что многие граждане имеют два, а порой и три телефонных номера. Они делают это в целях экономии, потому что внутрисетевой звонок дешевле, а на внешнюю сеть звонок дороже. Если абонента по каким-то причинам не устраивает тот или иной оператор - у него высокий тариф, или он какую-то дополнительную услугу не оказывает или ему качество не нравится, человек просто безболезненно использует SIM-карту другого оператора. Услуга MNP позволяет вам перейти от оператора, который вас не устроил по цене или по качеству к другому оператору. После введения этой услуги операторы будут конкурировать за абонента. Тот оператор, от которого будут стараться уходить абоненты, будет делать выгодные предложения, чтобы их у себя удержать, другой оператор, чтобы сманить абонентов на свою сеть, тоже будет делать выгодные предложения. То есть MNP - это новый толчок конкуренции и борьбы за абонента.

 

- Что нужно сделать абонентам для смены оператора?

- Сама услуга достаточна проста. Она не отличается от покупки новой SIM-карты. Когда услуги MNP нет на рынке, вас не устраивает ваш текущий оператор, и вы уже готовы смириться с тем, что сменится номер, вы идете к оператору, который вам понравился. То есть выбираете по ценам и качеству, приходите, протягиваете удостоверение личности в абонентском отделе, подписываете договор, выбираете себе тарифный план, получаете SIM-карту с новым номером и становитесь абонентом того оператора, которого вы выбрали. Услуга MNP этой процедуры фактически ничем не отличается, кроме сохранения номера. То есть вы приходите к оператору, которые вам понравился и говорите о том, что вы являетесь абонентом другого оператора, но хотели бы сохранить свой номер, то есть воспользоваться услугой MNP. Оператор, который принимает ваш номер, остальные действия проведет за вас. Вам достаточно подписать с ним договор и выбрать тарифный план, тогда принимающий оператор сделает запрос тому оператору, у которого находился ваш номер и этот номер, на первом этапе пока 5 часов, а позднее, когда правила в полной мере заработают за два часа будет перенесен в сеть другого оператора. Для абонентов услуга бесплатна.

 

- Как абоненты смогут рассчитывать сумму, потраченную на звонок, если префикс не будет привязан к оператору?

- Каждый из операторов уже и так снизил тарифы, и все операторы сегодня предлагают, так называемый «пакетный» тарифный план. Вы оплачиваете определенную сумму денег, как правило, от 990 до 2000 тг, и выбираете пакет, в который включены минуты на внешнюю сеть, то есть других операторов, внутри сети, SMS и интернет. Фактически вы уже не задумываетесь, звоните ли вы внутри сети или на другую сеть. Когда существовали на рынке тарифные планы, которые четко говорили, что внутри сети 0 тг, а на чужую - 15 или 20 тг, тогда вы задумывались о звонке на другую сеть, тогда по префиксу и смотрели. С введением пакетных тарифных планов, такая необходимость отпадает.

 

- Предусмотрены ли меры наказания операторов в случае отказа или неисполнение услуги MNP?

- Административным кодексом предусмотрены меры наказания за неисполнение или неоказания данной услуги оператором связи. Закон вступает в силу с января 2016 года. Услугу MNP мы тоже запускаем к этой дате. Если после этой даты какой-то из операторов откажет абоненту в оказании этой услуги, то, пожалуйста, мы рассмотрим жалобу и примем меры.

 

- Для чего нужна новая база данных абонентов?

- Централизованная база данных абонентов создается для того, чтобы операторы могли маршрутизировать звонок. Допустим, вы абонент Kcell и звоните абоненту Beeline, коммутационное оборудование операторов настроено таким образом: когда вы вводите первые три цифры (DEF-код), оно сразу маршрутизирует ваш вызов к тому оператору. С учетом того, что абонент теперь может перейти к третьему оператору, маршрутизация звонка может нарушиться. Поэтому создается единая централизованная база данных, которая позволит маршрутизировать эти звонки. Кроме того, база данных используется для переноса номера. Когда вы приходите к оператору и говорите, что хотите стать абонентом, сохранив номер, он делает запрос не к оператору, а в базу данных и спрашивает, каким оператором этот номер обслуживается, вот почему база данных существует. В базе данных хранится сам номер телефона, ФИО, ИИН и номер удостоверения личности, больше никакие данные там не собираются.

 

- Кто-то считает, что такая база данных может быть угрозой личной жизни абонентов.

- База данных никак не используется для прослушивания звонков. Она используется только для маршрутизации звонка и для осуществления самой процедуры переноса номера. На самом деле эти же данные хранятся у операторов. Когда вы заключаете договор с оператором, вы записываете ФИО, оставляете копию удостоверения личности и выбираете тарифный план.

 

- Спасибо за беседу!

 

Айсултан Кульшманов