Предложения по внесению изменений и дополнений в Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года №1175 «Об утверждении положения о порядке деятельности комиссии по вопросам доступа к информации» (Центр исследования правовой политики, апрель 2016 г.)

E:\Documents\LPRC WEB SITE\Лого\LPRC 3.jpg

 

Предложения по внесению изменений и дополнений[1]

в Постановление Правительства Республики Казахстан

от 31 декабря 2015 года №1175

«Об утверждении положения о порядке деятельности комиссии по вопросам доступа к информации»[2]

 

Анализ нормативных правовых актов, принятых в целях реализации Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «О доступе к информации»[3], включая Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Положения о порядке деятельности Комиссии по вопросам доступа к информации» и приказ и.о. министра по инвестициям и развитию РК «О создании Комиссии по вопросам доступа к информации»[4], показал необходимость скорейшего внесения изменений и дополнений в тексты принятых НПА.

Основная причина - устранение противоречия между задачами Комиссии, установленными законодателем в статье 19 закона РК «О доступе к информации»[5], и регламентированными на подзаконном уровне ограниченными полномочиями Комиссии, которые не позволяют выполнять возложенные законодателем задачи. Кроме этого, Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Положения о порядке деятельности Комиссии по вопросам доступа к информации» не содержит механизмов реализации еще одного принципа, установленного законом - прозрачность и открытость при обсуждении и решении вопросов, входящих в компетенцию Комиссии.

В этой связи, LPRC подготовил конкретные предложения по изменению и дополнению текста Постановления Правительства «Об утверждении Положения о порядке деятельности Комиссии по вопросам доступа к информации».  

Данные предложения могут быть реализованы без изменения статьи 19 Закона РК «О доступе к информации».


СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОТ 31 ДЕКАБРЯ 2015 ГОДА №1175

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ»

 

№ п/п

НОМЕР ПОЗИЦИИ

ТЕКСТ ДЕЙСТВУЮЩЕГО НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ТЕКСТ

ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЛАГАЕМОЙ РЕДАКЦИИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.

Пункт 1

Комиссия по вопросам доступа к информации (далее - Комиссия) создается в целях учета и защиты общественных интересов в области доступа к информации, а также удовлетворения потребностей пользователей информации.

 

Отсутствует

Комиссия по вопросам доступа к информации (далее - Комиссия) создается в целях учета и защиты общественных интересов в области доступа к информации, а также удовлетворения потребностей пользователей информации.

 

Дополнить пункт 1 следующими абзацами:

«Под общественными интересами в области доступа к информации понимаются создание благоприятных условий, форм, механизмов и способов реализации конституционного права каждого свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом.

Комиссия наделена следующими полномочиями:

1) проводить мониторинг реализации Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «О доступе к информации»;

2) запрашивать и получать необходимую для выполнения возложенных на нее задач информацию как у пользователей, так и обладателей информации;

3) получать и рассматривать жалобы и заявления пользователей информации по фактам нарушения или ограничения права на доступ к информации;

4) обращаться в государственные органы, а также к другим обладателям информации по конкретным фактам нарушений или ограничений права на доступ к информации;

5) разрабатывать рекомендации, методические разъяснения, комментарии и другие информационные материалы как для обладателей, так и пользователей информации;

6) вырабатывать предложения по вопросам в сфере доступа к информации, отнесенным к компетенции Правительства Республики Казахстан;

7) разрабатывать рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства в сфере доступа к информации;

8) привлекать специалистов, экспертов и представителей государственных органов, неправительственных и международных организаций для анализа и изучения выявленных проблемных вопросов в сфере доступа к информации».

Устранение противоречий со статьей 19 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «О доступе к информации»

2.

Пункт 3

Деятельность комиссии осуществляется на основе прозрачности и открытости при обсуждении и решении вопросов, входящих в ее компетенцию.

 

 

Отсутствует

Первый абзац изложить в новой редакции:

«Деятельность Комиссии осуществляется на основе прозрачности и открытости при формировании ее состава, осуществлении деятельности, обсуждении и решении вопросов, входящих в ее компетенцию».

 

Дополнить пункт 3 следующими абзацами:

«На интернет-ресурсе Комиссии публикуется вся информация о формировании ее состава, проведении заседаний, а также принятые решения и рекомендации, информация о рассмотрении жалоб и запросов пользователей информации. Все материалы и документы о деятельности Комиссии подлежат опубликованию в средствах массовой информации, а также должны быть предоставлены по требованию пользователей или обладателей информации».

 

Устранение противоречий со статьей 19 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «О доступе к информации», а также для достижения открытости и прозрачности в деятельности Комиссии.

2. ЗАДАЧИ КОМИССИИ

3.

Пункт 5

Основными задачами Комиссии являются:

1) выработка предложений по вопросам доступа к информации;

2) рассмотрение предложений и обобщение практики реализации законодательства Республики Казахстан в общественных отношениях, связанных с доступом к информации, не относящейся к информации с ограниченным доступом;

3) выработка рекомендаций по итогам анализа практики реализации законодательства Республики Казахстан в общественных отношениях, связанных с доступом к информации, не относящейся к информации с ограниченным доступом.

Пункт 5 изложить в новой редакции:

 

«Комиссия выполняет следующие задачи:

1) разъясняет обладателям и пользователям информации их права и обязанности в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «О доступе к информации»;

2) принимает и рассматривает жалобы и обращения пользователей информации по конкретным фактам нарушения или ограничения права на доступ к информации;

3) принимает решения по жалобам и обращениям пользователей информации;

4) направляет соответствующим обладателям информации, действиями (или бездействием) которых нарушены права и законные интересы пользователей информации, решения и (или) рекомендации, направленные на восстановление нарушенных прав и интересов;

5) проводит мониторинг исполнения обладателями информации решений и рекомендаций Комиссии, направленных на восстановление нарушенных прав и интересов пользователей информации;

6) организует и проводит консультации, встречи, мероприятия по вопросам рассмотрения жалоб и обращений пользователей информации;

7) изучает и анализирует практические проблемы применения Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «О доступе к информации»;

8) разрабатывает рекомендации по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в сфере доступа к информации;

9) разрабатывает предложения по формированию государственной политики в информационной сфере».

Устранение противоречий со статьей 19 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «О доступе к информации»

  

3. ФОРМИРОВАНИЕ СОСТАВА КОМИССИИ

4.

Заголовок раздела 3

Отсутствует

Дополнить новым разделом:

 

«Формирование состава комиссии»

 

Юридическая техника

5.

Пункт 6

Состав Комиссии утверждается приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

 

Председатель Комиссии осуществляет руководство работой Комиссии, утверждает повестку дня очередного заседания Комиссии, созывает при необходимости его заседания, подписывает протоколы заседаний Комиссии.

Пункт 6 изложить в новой редакции:

 

«В состав Комиссии входят:

- рабочий орган;

- председатель;

- заместитель председателя;

- секретарь;

- члены Комиссии.

Персональный состав Комиссии утверждается приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан»

Приведение в соответствие с постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 марта 1999 года №247 «Об утверждении Инструкции о порядке создания, деятельности и ликвидации консультативно-совещательных органов при Правительстве республики Казахстан и рабочих групп» (с изменениями и дополнениями от 04.02.2016 года)

 

6.

Пункт 7

Председательствующим является председатель Комиссии или его заместитель. Заседание комиссии считается состоявшимся при наличии не менее двух третей ее членов.

Пункт 7 изложить в новой редакции:

 

«Председатель Комиссии руководит ее деятельностью, председательствует на заседаниях комиссии, планирует ее работу, осуществляет общий контроль над реализацией ее решений и несет в соответствии с действующим законодательством персональную ответственность за деятельность, осуществляемую Комиссией, а также межотраслевую, межведомственную координацию и за решения, вырабатываемые Комиссией.

Во время отсутствия председателя его функции выполняет заместитель.

Секретарь Комиссии не является членом комиссии».

 

Приведение в соответствие с постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 марта 1999 года №247 «Об утверждении Инструкции о порядке создания, деятельности и ликвидации консультативно-совещательных органов при Правительстве республики Казахстан и рабочих групп» (с изменениями и дополнениями от 04.02.2016 года)

7.

Пункт 8.

Члены Комиссии вправе:

1) вносить предложения в повестку дня заседания Комиссии;

2) выступать на заседании и инициировать проведение голосования по внесенным предложениям;

3) знакомиться с материалами работы Комиссии и получать их копии.

Объединить пункты 8 и 10 изложить в новой редакции:

«Состав Комиссии формируется из числа депутатов Сената и Мажилиса Парламента Республики Казахстан, представителей государственных органов, представителей научных, неправительственных и других организаций, ученых, специалистов и иных лиц, обладающих научными и экспертными знаниями в сфере доступа к информации.

Количественный и персональный состав Комиссии определяется по предложению председателя Комиссии по согласованию с заинтересованными государственными органами, а также научными, неправительственными и другими заинтересованными организациями.

Члены Комиссии принимают участие в ее деятельности без права замены.

Количество представителей научных, неправительственных и других заинтересованных организаций, иных лиц, обладающих научными и экспертными знаниями в сфере доступа к информации, должно быть не менее одной трети от общего количества членов Комиссии.

Научные, неправительственные и другие заинтересованные организации вправе предлагать кандидатуры своих представителей для включения в состав Комиссии.

Предложения о включении кандидатов в члены Комиссии направляются председателю комиссии и должны быть в обязательном порядке рассмотрены с предоставлением мотивированного ответа о включении предложенной кандидатуры или ее отклонении с указанием причин в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения предложения.

Члены Комиссии наделены следующими правами:

1) рассматривать жалобы и обращения пользователей информации по фактам нарушения или ограничения права на доступ к информации;

2) запрашивать необходимую для деятельности комиссии информацию у обладателей и пользователей информации;

3) инициировать проведение обучающих и дискуссионных мероприятий, встреч, слушаний, направленных на совершенствование законодательства Республики Казахстан о доступе к информации, разъяснение прав и обязанностей пользователей и обладателей информации;

4) вносить предложения в повестку дня заседания Комиссии;

5) выступать на заседании Комиссии и инициировать проведение голосования по внесенным предложениям;

6) знакомиться с материалами работы комиссии и получать их копии;

7) иными правами, необходимыми для реализации возложенных на Комиссию задач».

 

Приведение в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 марта 1999 года №247 «Об утверждении Инструкции о порядке создания, деятельности и ликвидации консультативно-совещательных органов при Правительстве республики Казахстан и рабочих групп» (с изменениями и дополнениями от 04.02.2016 года)

8.

Пункт 9

Рабочим органом Комиссии является Комитет связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

Рабочий орган Комиссии в установленном законодательством порядке осуществляет:

1) организационно-техническое обеспечение работы Комиссии;

2) подготовку предложений по повестке дня заседания Комиссии, необходимых документов, материалов;

3) запрос у обладателей информации по вопросам, относящимся к деятельности Комиссии;

4) внесение в Министерство предложений по совершенствованию деятельности Комиссии;

5) привлечение к своей работе, при необходимости, сотрудников государственных органов.

Пункт 9 изложить в новой редакции:

 

«Рабочим органом Комиссии является Комитет связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан

Рабочий орган Комиссии в целях обеспечения деятельности Комиссии:

1) осуществляет организационно-техническое обеспечение её работы, в том числе готовит предложения по повестке дня заседания Комиссии, необходимые документы, материалы, которые должны быть направлены членам комиссии за три рабочих дня до проведения заседания с приложением проекта протокола;

2) приглашает на заседания Комиссии представителей государственных органов, иных организаций и лиц;

3) разрабатывает повестку дня заседаний Комиссии, с учетом предложений членов Комиссии, а также необходимые для проведения заседания документы и материалы;

4) запрашивает у обладателей информации информацию по вопросам, относящимся к деятельности Комиссии;

5) предлагает и вносит в министерство предложения по совершенствованию деятельности Комиссии;

6) привлекает к своей работе специалистов государственных органов, иных организаций и лиц»

 

Приведение в соответствие с постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 марта 1999 года №247 «Об утверждении Инструкции о порядке создания, деятельности и ликвидации консультативно-совещательных органов при Правительстве республики Казахстан и рабочих групп» (с изменениями и дополнениями от 04.02.2016 года)

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ

9.

Пункт 11.

Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не чаще одного раза в полугодие.

Изменить дальнейшую нумерацию пунктов.

 

Пункт 10 изложить в следующей редакции:

 

«Заседания Комиссии проводятся один раз в месяц»

В целях устранения противоречий со статьей 19 закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «О доступе к информации», а также в целях эффективной реализации закона и Плана нации «100 конкретных шагов» (шаги 94, 95, 96)

 

10.

 

Отсутствует

Дополнить пунктом 11 следующего содержания:

 

«Повестка дня заседания Комиссии, а также дата, время и место проведения определяются председателем комиссии.

О проведении заседаний Комиссии заблаговременно информируются все члены Комиссии. График и повестка дня заседаний публикуются на интернет-ресурсе не позднее, чем за три рабочих дня до его проведения».

 

 

Приведение в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 марта 1999 года №247 «Об утверждении Инструкции о порядке создания, деятельности и ликвидации консультативно-совещательных органов при Правительстве республики Казахстан и рабочих групп» (с изменениями и дополнениями от 04.02.2016 года)

 

11.

Пункт 12.

По результатам проведения заседаний Комиссии секретарем Комиссии составляется протокол, подписываемый председателем или заместителем председателя Комиссии и секретарем Комиссии.

Пункты 12 и 14 объединить и изложить в новой редакции:

 

«Решения Комиссии принимаются открытым голосованием и считаются принятыми, если за них подано большинство голосов от общего количества членов Комиссии. Голосование проводится путем заполнения на заседании Комиссии листа голосования по установленной законодательством форме. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председатель.

Члены Комиссии имеют право на особое мнение по вопросам повестки дня, которое, в случае его выражения должно быть изложено в письменном виде и приложено к протоколу заседания Комиссии.

По результатам проведения заседаний Комиссии и на основании листов голосования в течение трех рабочих дней составляется протокол, подписываемый председателем и секретарем.

По изменению по итогам голосования содержания проекта протокола секретарь комиссии направляет лист голосования с уточненной редакцией принятого решения членам Комиссии для согласования.

Члены Комиссии после получения листа голосования направляют в течение одного рабочего дня ответ о согласии либо несогласии с обоснованием причин.

Листы голосования и протоколы заседаний подлежат опубликованию на интернет-ресурсе Комиссии, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания».

Приведение в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 марта 1999 года №247 «Об утверждении Инструкции о порядке создания, деятельности и ликвидации консультативно-совещательных органов при Правительстве республики Казахстан и рабочих групп» (с изменениями и дополнениями от 04.02.2016 года)

 

 

 

 

 

 

12.

Пункт 14.

Решения Комиссии принимаются открытым голосованием и считаются принятыми, если за них подано большинство голосов от общего количества членов Комиссии. В случае равенства голосов, принятым считается решением, за которое проголосовал председательствующий Комиссией.

 

Пункт 14 объединён с пунктом 12

 

13.

Пункт 15.

Учет и хранение материалов и протокольных решений Комиссии осуществляет рабочий орган Комиссии.

Изменить дальнейшую нумерацию пунктов.

 

Пункт 14 изложить в новой редакции:

 «Учет и хранение материалов и протокольных решений Комиссии с приложением листов голосования осуществляет рабочий орган Комиссии.

Данные материалы и документы должны быть предоставлены рабочим органом по требованию членов Комиссии»

Приведение в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 марта 1999 года №247 «Об утверждении Инструкции о порядке создания, деятельности и ликвидации консультативно-совещательных органов при Правительстве республики Казахстан и рабочих групп» (с изменениями и дополнениями от 04.02.2016 года), а также для обеспечения прозрачности и открытости в деятельности Комиссии.

 

 

Апрель 2016 г.


[1] Настоящие предложения подготовлены Центром исследования правовой политики. Центр исследования правовой политики благодарит Ольгу Диденко (Интерньюс Казахстан) и Гульмиру Кужукееву (ICNL) за неоценимую помощь в подготовке предложений.

[2] Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1175 «Об утверждении Положения о порядке деятельности Комиссии по вопросам доступа к информации». URL: http://info-con.mid.gov.kz/ru/pages/ob-utverzhdenii-polozheniya-o-poryadke-deyatelnosti-komissii-po-voprosam-dostupa-k-informacii (дата обращения 18.04.2016)

[3] Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 401-V «О доступе к информации» (с изменениями и дополнениями от 06.04.2016 г.) (далее – закон РК «О доступе к информации»). URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39415981

[4] Приказ и.о. министра по инвестициям и развитию РК «О создании Комиссии по вопросам доступа к информации». URL: http://info-con.mid.gov.kz/ru/pages/o-sozdanii-komissii-po-voprosam-dostupa-k-informacii (дата обращения 18.04.2016)

[5] Учет и защита общественных интересов в области доступа к информации, а также удовлетворение потребностей пользователей информации.