Подстраховались (М. Елемесов)

Подстраховались

 

С 1 января 2016 года в Казахстане оценка ущерба от дорожно-транспортного происшествия переходит от компаний-оценщиков к самим страховщикам. Страховые компании приветствуют эту норму, а автолюбители пока взвешивают все «за» и «против».

Дело в том, что претерпел видоизменения республиканский закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ГПО ВТС)». Так, в статью 22 закона были внесены изменения, связанные с определением стороны, оценивающей ущерб от ДТП и системы оценки размера, причиненного ущерба. Отныне именно в обязанность страховых компаний будет входить оценка размеров нанесенного вреда в соответствии с порядком, утвержденным нормативными правовыми актами Национального банка Казахстана.

Управляющий директор АО «Фонд гарантирования страховых выплат» Марина Шиповалова рассказала, что только за период с 2007 по 2012 год число автомобилей в республике выросло вдвое. Согласно статданным, на 1 сентября 2015 года в РК количество зарегистрированных легковых автомобилей составило 4,9 млн. С ростом числа авто возрастает число ДТП, и все больше страховых выплат ложится на плечи страховщиков. При этом за 2013-2014 годы рост страховых премий был на уровне 7,7%. Они сократились по сравнению с 2012-2013 годами, когда этот показатель достигал 10%. Страховые же выплаты растут. В частности, с 2012 года рост по страховым выплатам ежегодно достигал 24%. Например, если в 2012 году средний размер компенсации при ДТП составлял 170 тыс. тенге, то сейчас это 300 тыс. тенге.

Исполнительный директор страховой компании «Евразия» Шакир Иминов заметил, несмотря на то, что начиная с 2003 года были разработаны и утверждены нормативные правовые акты в области оценочной деятельности, ее качество начало отставать от бурного роста численности оценщиков. Различие в стоимости одного и того же объекта, оцененного практически в одно и то же время разными оценщиками, очень часто могло расходиться в два и более раз. По его словам, основная причина таких результатов - низкий уровень квалификации оценщиков, выдача лицензий которым производилась заочно на основании документов об образовании, без проведения квалификационного экзамена.

«То есть рынок наводняют непрофессионалы, так называемые «серые оценщики», которые демпингуют, делают заказные оценки и тем самым подрывают имидж профессии в целом. Пользуясь расплывчатостью законодательных норм и заручившись поддержкой такого специалиста, обвести вокруг пальца страховую компанию очень легко. СТО в среднем завышают стоимость своих услуг на 40-50%, а в некоторых случаях и на 100-200%. На руку оценщикам и тот факт, что доказать их махинации практически невозможно. Истинные заработки намного выше и формируются из щедрых вознаграждений, которыми одаривают специалистов клиенты за выдачу «удобных» результатов», - рассказал Шакир Иминов.

 

Схема прямого урегулирования

 

При этом генеральный директор Ассоциации страховщиков Казахстана Павел Завалко подчеркивает, что нововведения не исключают и вины страховых компаний за неправильную или заниженную оценку, что будет иметь последствия для них, но не уголовного, а административного характера. Новая процедура такова, что владелец авто, чье транспортное средство пострадало в ДТП, должен напрямую обращаться к своему страховщику, который определит размер компенсации и способы ее взимания с виновника ДТП. Будет действовать схема прямого урегулирования, а сроки рассмотрения этих случаев значительно сократятся - до десяти дней. Вместе с тем за владельцем авто в случае несогласия с размером компенсации остается право опротестовывать решение в суде, рассказал он.

Однако не все согласны с такой постановкой вопроса. Звучат мнения, что теперь страховые компании монополизируют сферу оценки ущерба от ДТП и будут намеренно занижать суммы компенсаций.

 

Способы победить мошенничество

 

Автомобильный эксперт, автор социального проекта «Дорога по понятиям» Жанна Ахметова отметила, что пока страховые компании (СК) еще обязаны принимать оценку от независимых оценщиков. Но, на ее взгляд, страховым компаниям никогда особо не мешали оценщики, так как на месте ДТП представитель СК обычно настоятельно рекомендует пару своих аффилированных оценочных компаний.

По ее словам, доходит до того, что страховщик не принимает оценку независимого эксперта, что является нарушением прав водителя. Но людям лень обращаться в суд, они не хотят терять времени, ходить несколько месяцев пешком, и так или иначе им приходится принимать условия страховых компаний.

«По сути, настоящим разорением для страховщика является заключение по сумме ущерба от официального дилера. Именно с этим и боролись вот уже несколько лет страховщики. Они собирали владельцев за стол переговоров и просили не оценивать царапину на двери их машины в сумму новой двери, что выгодно официальным дилерам. Но те были непреклонны. Теперь же СК сами будут решать, покрасить ли 10 см двери или заказывать новую за несколько тысяч долларов. Считаю, что независимая оценка должна остаться в качестве альтернативы для несогласных с оценкой СК, иначе нам не избежать огромного количества судебных исков. Ну и, опять же, в последние пару лет у нас принимается очень много различных экспериментальных законов в области автомобильного права, которые спустя несколько месяцев отменяются или замораживаются. Надо посмотреть, как это будет работать на деле. В качестве совета автовладельцам стоит рекомендовать страховать свое транспортное средство только в крупных страховых компаниях с именем. И даже они советуют оформлять страховку в головных офисах, а не в «вагончиках», разбросанных по всему городу», - подчеркнула Жанна Ахметова.

 

Избежать судебных проволочек

 

Однако по словам Шакира Иминова, в настоящий момент нет четко оговоренной технологии проведения оценки и обращения страховых компаний в государственные и общественные организации по поводу несоблюдения оценщиками установленных правил остаются без внимания. Есть мнение, что наведение порядка на рынке оценки на законодательном уровне тормозится из-за того, что слишком многим сегодня выгодны подобные манипуляции с ценой. При этом рядовым автомобилистам всё равно, кто напишет эту методику, главное, чтобы страховые выплаты производились без судебных проволочек и их хватало на ремонт.

«Единая методика, которая начнет действовать в следующем году, существенно упростит взаимоотношения водителей, попавших в ДТП, со страховыми компаниями. Как ожидается, документ о единой методике определения ущерба после ДТП будет утвержден Национальным банком. Он снял бы большинство споров, так как за прошлые годы участились суды по сумме выплат. Все эти разбирательства требовали дополнительных временных и финансовых затрат, а выигрывали в сложившейся ситуации адвокаты, ведущие дела, да мошенники. Один из важных атрибутов новой методики - её доступность для любого заинтересованного лица, от судьи до простого автовладельца. Ввод методики, устанавливающей единые правила оценки ущерба, позволит сделать этот процесс более прозрачным и открытым и, как следствие, сократит количество обращений недовольных водителей в суды. Ситуация на страховом рынке по ОГПО ВТС развивается динамично и имеет возможности для дальнейшего роста, но в связи со сложной ситуацией в экономике высоких темпов роста ожидать не приходится. Стоит также отметить, что негативное влияние на рынок оказали резкое снижение корпоративных расходов на страхование, сокращение продаж автомобилей, сокращение темпов прироста автокредитования, распространение мошенничества и ряд других факторов, которые вряд ли будут способствовать стабилизации ситуации в следующем году. Больше всего этот кризис ударит по средним и мелким компаниям. Что касается страховых выплат на рынке, то уровень возмещения зависит от «зрелости» страхового портфеля. Компании, у которых срок действия договоров страхования невелик, покажут очень низкие коэффициенты. Так, на 1 ноября 2015 года выплаты страховых компаний по ОГПО ВТС составили 14,4 млрд тенге, что на 20,1% превысило показатель за аналогичный период 2014 года. Немалую роль в этом сыграла девальвация национальной валюты. Дело в том, что размер страхового возмещения зачастую связан с курсом валют, и ослабление тенге повлияло на увеличение размера выплат. Высокую долю в страховом возмещении занимают расходы на импортное оборудование, расценки СТО на работы, комплектующие и лакокрасочные материалы. Эти расходы увеличиваются вместе с курсом доллара», - подчеркнул Шакир Иминов.

 

Марат Елемесов