Имеем право знать (И. Бержанова)

Имеем право знать

 

В конце уходящего года принят Закон «О доступе к информации», призванный обеспечить условия для формирования подотчетного государства.

Напомним, что документ, подготовленный в рамках пятого направления институциональных реформ, инициированных Президентом страны, разработан депутатами, членами партии «Нур Отан». Привлекались к его разработке и представители НПО, эксперты международных организаций.

В итоге, как отмечает депутат Мажилиса Парламента, руководитель рабочей группы по созданию законопроекта Маулен Ашимбаев, общими усилиями удалось подготовить качественный закон, который направлен на обеспечение открытости и прозрачности в деятельности всех государственных органов. Отдельные положения документа, помимо прочего, позволяют проводить контроль населением работы госорганов, дают право участия гражданам в принятии важных государственных решений.

Конечно, нередко законы не реализуют свой потенциал в полной мере. Но если судить по работе депутатского корпуса - инициаторов, разработчиков проекта, к Закону «О доступе к информации» это не относится.

- Я вообще считаю, что разработать хороший закон - это еще полдела. Надо, чтоб этот хороший закон хорошо работал. В связи с этим мы проводим большую разъяснительную работу с его потенциальными исполнителями. Мы проводим семинары, «круглые столы», публикуем статьи и видеоматериалы в СМИ, - подчеркивает М. Ашимбаев. - Ведь если не заинтересовать простых граждан, с одной стороны, и представителей госструктур с другой, на начальном этапе реализации закона, то вся наша работа по созданию условий для открытости и доступности информации так и останется никому не нужной.

В целом закон содержит различные правовые аспекты, касающиеся удовлетворения информационных интересов граждан - регламентацию способов доступа к ней путем устных и письменных запросов, процессы по направлению этих запросов, порядок и сроки получения ответов на них.

Так, согласно закону, каждый житель страны имеет право знать о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке в республике, о безопасности пищевых продуктов, чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, их последствиях, официальных прогнозах стихийных бедствий. Доступной также считается информация о фактах нарушения прав и свобод человека, совершения актов терроризма, о формировании и расходовании средств из республиканского и местного бюджетов, за исключением сведений, раскрывающих обеспечение безопасности страны.

Обладатели же информации, к которым, помимо представителей государственных органов, также относятся и юридические лица, получающие средства из госбюджета, субъекты рынка, занимающие доминирующее или монопольное положение, обязуются предоставлять необходимые данные населению, в том числе путем размещения информации на информационных стендах. Определенная роль отводится онлайн-трансляциям в Интернете открытых заседаний Парламента, маслихатов, а также коллегий государственных органов по итогам года. Альтернативой устным и письменным запросам может стать информация, размещенная на соответствующих компонентах веб-портала электронного правительства.

- В законе также прописаны сроки для предоставления ответов на запросы казахстанцев. Время для выдачи официальных ответов мы сократили вдвое, и теперь оно не должно превышать 15 дней, - отмечает М. Ашимбаев. - Но хотелось бы, чтобы волнующие граждан проблемы публиковались на сайтах соответствующих ведомств с опережением. И людям как можно реже приходилось бы составлять официальные запросы. Речь идет о проектах законов, бюджетов, отдельных аспектов социальной политики.

Конечно, в связи с этим предстоит большая работа по модернизации сайтов, их информационной составляющей. В конечном итоге они должны содержать указы, нормативно-правовые акты, которыми руководствуются в своей работе, сведения о расходовании бюджетных средств, всю контактную информацию, вплоть до телефонов руководителей, справочных служб, адресов подведомственных организаций и другое.

Что же касается ответственности, то административное наказание в виде выплат до 100 МРП законом теперь предусмотрено как за неправомерный отказ в предоставлении информации либо предоставление заведомо ложных сведений, размещение их в СМИ, посредством интернет-ресурсов, так и за необоснованное отнесение информации к разряду секретной, ограниченной в доступе.

И в завершение - о ноу-хау Закона «О доступе к информации» - создании на базе интернет-портала электронного правительства «единого окна». Предполагается, что система будет функционировать на базе порталов - «Открытые данные», «Открытые НПА», «Открытый бюджет» и «Оценка эффективности государственных органов». Таким образом в «едином окне» станет возможным как получение информации об использовании бюджетных средств, применении нормативно-правовых актов на практике, так и общественное обсуждение рассматриваемых властью проектов - законов, бюджетов на следующий год.

Для подключения к этому обсуждению понадобится электронная цифровая подпись. Сделать ее сегодня не так уж и сложно. Вопрос лишь в желании.

- Но в данном случае речь идет об официальной информации, и граждане, делающие запрос или оценивающие работу государственных органов, должны нести определенную ответственность. Это не электронная бюрократия, это порядок и нормы, по которым работают во всем мире, - заключил парламентарий.

 

Автор: Инеш Бержанова