По мотивированному постановлению (Р. Селицкий, судья районного суда № 2 Бостандыкского района г. Алматы)
По мотивированному постановлению
Р. Селицкий,
судья районного суда № 2
Бостандыкского района г. Алматы
Вопросы санкционирования содержания под стражей являются одними из актуальных в свете расширения полномочий следственных судей.
Ч. 8 ст. 148 УПК закреплено, что следственный судья при вынесении постановления о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей, за исключением дел об особо тяжких преступлениях, обязан определить размер залога, достаточного для обеспечения выполнения подозреваемым, обвиняемым обязанностей, предусмотренных
- подозрения, обвинения лица в совершении преступлений, повлекших смерть потерпевшего;
- подозрения, обвинения лица в совершении преступления в составе преступной группы, а также иных террористических и (или) экстремистских преступлений;
- наличия достаточных оснований полагать, что подозреваемый, обвиняемый будут препятствовать судопроизводству или скроются от следствия и суда;
- нарушения подозреваемым, обвиняемым ранее избранной меры пресечения в виде залога.
В соответствии с ч. 4 ст. 148 УПК РК рассмотрение следственным судьей ходатайства о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей в отсутствие подозреваемого, обвиняемого допускается только в случаях объявления их в розыск или нахождения вне пределов Казахстана и уклонения от явки в орган, ведущий уголовный процесс, при надлежащем уведомлении о времени и месте судебного заседания. В случае задержания подозреваемый, обвиняемый доставляются к следственному судье для рассмотрения обоснованности применения избранной меры пресечения.
Таким образом, в УПК также закреплено, что после установления подозреваемого либо обвиняемого в установленном порядке органом досудебного производства в случае необходимости выносится постановление об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, которое в соответствии со ст. 147 УПК должно быть согласовано с прокурором и повторно представлено в суд для санкционирования либо отказа в санкционировании ареста.
Так, в случае если следственным судьей после задержания подозреваемого, обвиняемого вновь вынесено постановление о санкционировании содержания под стражей, то указанное постановление в соответствии с ч. 11 ст. 148 УПК РК может быть обжаловано в установленном порядке в вышестоящий суд, решение которого является окончательным.
22-м пунктом
Вместе с тем в соответствии со
Тогда возникает обоснованный вопрос: какая необходимость в санкционировании содержания под стражей и возможном дальнейшем подтверждении избранной меры пресечения после задержания, когда прокурор может совместно с органом досудебного расследования изменить меру пресечения на не связанную с содержанием под стражей, не направляя материалы в суд, что противоречит нормам ст.ст. 127, 148 УПК РК?
При этом, как показывает практика, государственный обвинитель в ходе досудебного производства как при первоначальном санкционировании поддерживает постановление органа досудебного расследования, так и после задержания поддерживает постановление о санкционировании содержания под стражей.
В связи с изложенным полагаем целесообразным внести изменения в ст. 153 УПК РК, в которой указывалось бы, что отмена или изменение меры пресечения производятся по мотивированному постановлению органа, ведущего уголовный процесс, согласованному с прокурором и санкционированному судом.