Новые процедуры рассмотрения споров (Балтабек Хамзин, председатель Специализированного административного суда г. Аксу Павлодарской области)

Новые процедуры рассмотрения споров

 

Балтабек Хамзин,

председатель Специализированного

административного суда г. Аксу

Павлодарской области

 

Главой государства в Плане нации «100 конкретных шагов» определены пять институциональных реформ, в том числе - обеспечение верховенства закона, включающее совершенствование судебной и правоохранительной систем.

В рамках дальнейшего развития судебной системы выделены следующие направления модернизации: совершенствование системы отбора судей, модернизация судоустройства и судопроизводства и развитие внесудебных способов разрешения споров и института частных судебных исполнителей. Одним из значимых направлений реформы является модернизация судоустройства и судопроизводства.

В настоящее время структура судебной системы выглядит следующим образом: суды первой инстанции (городские, районные, специализированные) рассматривают основной объем гражданских, административных, уголовных дел, суды второй инстанции (областные суды) выступают в качестве апелляционной и кассационной ступени, надзорной инстанцией является Верховный Суд РК. Таким образом, в действующем законодательстве кассационная инстанция фактически осуществляет функции надзора, то есть пересматривает вступившие в законную силу решения нижестоящих судов.

Конституционным законом РК от 31 июля 2015 г. внесены изменения и дополнения в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», которые вступают в действие с 1 января 2016 г.

Предстоящие преобразования в судебной системе направлены на решение основной задачи - повышение оперативности, беспристрастности и эффективности судопроизводства путем формирования трехзвенной судебной системы. Суд первой инстанции - районные суды, апелляционная инстанция - областной суд, кассационная инстанция - Верховный Суд. Следует отметить, что в результате сокращения судебных инстанций значительно повысятся ответственность Верховного Суда и нагрузка на него. Сейчас кассационными коллегиями областных судов рассматривается 24-25 тыс. дел, а вскоре все они, с учетом определенной процедурной корректировки, поступят для рассмотрения в Верховный Суд.

При сокращении судебных инстанций будет усилена роль апелляции, обеспечивающей коллегиальное рассмотрение дел. Исходя из степени сложности, дело может быть рассмотрено и единолично. К примеру, гражданские дела, рассмотренные в упрощенном, заочном порядке, а также уголовные дела небольшой тяжести, не связанные с лишением свободы, будут рассматриваться единолично судьей коллегии. По указанным гражданским делам окончательные решения состоятся в областных судах. По остальным категориям дел предлагается рассматривать их исключительно коллегиально. При подаче апелляционной жалобы по гражданским делам госпошлина уплачиваться не будет.

Обращение в кассационную инстанцию для сторон по делу будет возможно только после прохождения ими апелляционной инстанции (областные суды).

При этом будут установлены процессуальные ограничения на обращение в Верховный Суд, то есть не будут пересматриваться в кассационном порядке по ходатайствам сторон по делу отдельные категории уголовных и гражданских дел. Пересмотр таких судебных актов возможен только по протесту Генпрокурора или представлению председателя Верховного Суда и при наличии исключительных оснований.

Для подачи кассационного ходатайства в гражданском судопроизводстве установлен срок в шесть месяцев, в отличие от действующего закона, предусматривающего срок в течение одного года со дня вступления судебного акта в законную силу. Поступающие от участников гражданского судопроизводства кассационные ходатайства будут облагаться госпошлиной. Все это делается для того, чтобы избежать нынешней практики умышленного затягивания судебных процессов стороной, не имеющей юридических перспектив.

Кассационная инстанция не будет рассматривать новые доказательства, а только проверять наличие нарушений материальных и процессуальных норм права нижестоящими судами.

Проект Гражданского процессуального кодекса предусматривает внедрение новых процедур рассмотрения споров, связанных с инвестиционной деятельностью. Все инвестиционные споры будут рассматриваться специализированным составом в суде Астаны по правилам суда первой инстанции. В Верховном Суде будет образована специализированная коллегия по рассмотрению инвестиционных споров. Дела с участием крупных инвесторов будут рассматриваться в данной коллегии по правилам суда первой инстанции.

Одновременно при Верховном Суде предлагается создать Международный совет из числа авторитетных зарубежных судей и юристов, который будет консультировать судей, рассматривающих инвестиционные споры. В его состав будут входить авторитетные юристы, экономисты, финансисты, специалисты по отдельным узким отраслям права и в первую очередь иностранные эксперты.

В настоящее время Президентом страны уже подписан указ, предусматривающий создание финансового суда в рамках Международного финансового центра Астаны, который получит особый статус и не будет входить в судебную систему нашей республики. Он создается на примере суда Дубайского финансового центра. В данном суде будут применяться нормы общего права наряду с действующим в Казахстане континентальным правом, и судопроизводство будет вестись на английском языке. Также здесь будет функционировать собственный коммерческий арбитраж.