Обзор изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам легализации имущества ЗРК от 13 ноября 2015 года № 400-V ЗРК (Ж. Кабдушева, Главный специалист управления разъяснительной работы Департамента государственных доходов по Северо-Казахстанской области)

Обзор изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам легализации имущества ЗРК от 13 ноября 2015 года № 400-V ЗРК

 

Ж. Кабдушева,

Главный специалист управления

разъяснительной работы
Департамента государственных доходов

по Северо-Казахстанской области

 

Глава государства Нурсултан Назарбаев подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества».

Закон направлен на реализацию Плана нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ, в том числе совершенствование и стимулирование процедуры легализации.

Для реализации вышеизложенных мер предусмотрено продление срока легализации до 31 декабря 2016 года - в увязке с началом всеобщего декларирования.

Изменения были внесены в ряд нормативно-правовых актов.

Статья 54 Налогового кодекса дополнена подпунктом 3), в соответствии с которым налоговое обязательство физического лица прекращается в случаях, порядке и условиях, установленных Законом Республики Казахстан «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества»;

Статьей 185 Налогового кодекса введены дополнительные требования обязательного декларирования имущества за рубежом:

- банковских счетов в иностранных банках, а также денег на таких счетах;

- следующего имущества, находящегося на праве собственности:

Ø недвижимое имущество, которое (права и (или) сделки по которому) подлежит государственной или иной регистрации учету) в компетентном органе иностранного государства в соответствии с законодательством иностранного государства;

Ø ценные бумаги, эмитенты которых зарегистрированы за пределами Республики Казахстан;

Ø доля участия в уставном капитале юридического лица, зарегистрированного за пределами Республики Казахстан;

В статье 180-2 Налогового кодекса изложен порядок определения дохода от прироста стоимости при передаче в качестве вклада в уставный капитал легализованного имущества (кроме денег) физическим лицом, а также индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса.

В случае отсутствия цены (стоимости) приобретения и исполнения обязательства по уплате сбора за легализацию, доходом от прироста стоимости является положительная разница между ценой (стоимостью) имущества, определенной исходя из стоимости вклада, указанной в учредительных документах юридического лица, и оценочной стоимостью, определенной в тенге для исчисления сбора за легализацию реализуемого имущества».

При реализации имущества, полученного из источников за пределами Республики Казахстан вышеназванными категориями лиц и при этом отсутствует цена (стоимость) приобретения и исполнено обязательство по уплате сбора за легализацию, доходом от прироста стоимости является положительная разница между ценой (стоимостью) реализации имущества и оценочной стоимостью, определенной в тенге для исчисления сбора за легализацию реализуемого имущества» (ст. 221 НК).

В пункте 3 статьи 557 Налогового кодекса изложен перечень лиц, которым, налоговые органы представляют сведения о налогоплательщике (налоговом агенте), составляющие налоговую тайну, без получения письменного разрешения налогоплательщика (налогового агента) - это правоохранительные органы, суд, судебные исполнители и ряд уполномоченных органов в различных сферах.

Данная статья дополнена пунктом 3-1, включающем нормы о запрете представления сведений и информации о налогоплательщике, полученных органами государственных доходов в процессе проведения легализации имущества

Также включена в банковское законодательство норма о предоставлении информации о легализованных деньгах правоохранительным органам и органам государственных доходов исключительно с санкции Генерального прокурора или его заместителей.

Статья 50 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» дополнена пунктом 8-1 следующего содержания:

«Справки о наличии и номерах банковских счетов физического лица, в том числе осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора, об остатках и движении денег на этих счетах, открытых субъектам легализации для легализации денег в соответствии с Законом «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества», предоставляются органам дознания и предварительного следствия, органам государственных доходов с санкции Генерального прокурора или его заместителей».

Наряду с этим, Законом ужесточены наказание за непредоставление декларации по заграничным счетам. За неуказание этой декларации предусмотрены штрафные санкции новыми пунктами 3 и 4 статьи 275 Кодекса об административных правонарушениях:

Сокрытие физическим лицом сведений о наличии имущества на праве собственности за пределами Республики Казахстан, а также денег на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан, подлежащих отражению в декларации по индивидуальному подоходному налогу в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, совершенное путем их не отражения в декларации по индивидуальному подоходному налогу,

- влечет штраф в размере двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей (п. 3).

 Не устранение нарушений, в течение года после наложения административного взыскания -

влечет штраф в размере пятисот месячных расчетных показателей (п. 4). Примечание к данной статье изложено в следующей редакции:

«1. Для целей части первой настоящей статьи под сокрытием объектов налогообложения понимается также непринятие налогоплательщиком на учет товаров, импортированных на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Евразийского экономического союза.

2. Для целей частей третьей и четвертой настоящей статьи административная ответственность возникает в отдельности по каждому объекту имущества, подлежащего государственной или иной регистрации (учету), права и (или) сделки по которому подлежат государственной или иной регистрации (учету) в компетентном органе иностранного государства в соответствии с законодательством иностранного государства, а также по каждому банковскому счету в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан.

3. Для целей части третьей настоящей статьи непредставление лицом декларации по индивидуальному подоходному налогу в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан приравнивается к неотражению сведений о наличии имущества на праве собственности за пределами Республики Казахстан, а также денег на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан.».

 

 

Изменения в Закон Республики Казахстан от 30 июня 2014 года «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества»

 

Статья 1 Закона дополнена подпунктом 6), где введено понятие «специальной декларации»:

«6) декларация о легализации имущества (далее - специальная декларация) - декларация, представляемая субъектами легализации на бумажном носителе в органы государственных доходов в случаях, установленных настоящим Законом.»;

дополнена частями следующего содержания:

«Субъекты легализации вправе представить специальную декларацию в орган государственных доходов:

1) в явочном порядке;

2) по почте заказным письмом с уведомлением.

Датой представления специальной декларации в орган государственных доходов в зависимости от способа подачи являются:

1) в явочном порядке - дата получения специальной декларации органом государственных доходов;

2) по почте - дата отметки о приеме почтовой корреспонденции органом государственных доходов.

Форма специальной декларации, в том числе сведения, подлежащие отражению в ней, порядок ее заполнения, устанавливаются уполномоченным органом в сфере руководства обеспечения поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет (далее - уполномоченный орган).

При этом, в случае несоблюдения субъектом легализации установленных настоящим Законом порядка, условий и сроков представления специальной декларации, а также требований к легализуемому имуществу, органы государственных доходов в течение пяти рабочих дней с даты представления специальной декларации выдают письменный отказ в приеме специальной декларации с указанием причины.

В случае не направления органом государственных доходов субъекту легализации письменного отказа специальная декларация считается принятой»;

В статье 3 Закона расширен перечень имущества, подлежащего легализации по имуществу, расположенному за пределами территории РК, которое передано в доверительное управление.

Статья 5 изложена в новой редакции, где перечислены гарантии, предоставляемые настоящим Законом.

Субъекты легализации освобождаются от уголовной и административной ответственности по ряду статей, перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, а также от дисциплинарной ответственности за непредставление декларации об активах и обязательствах физического лица и (или) декларации о доходах и имуществе физического лица или представление неполных, недостоверных деклараций и сведений в таких декларациях в соответствии с законами Республики Казахстан, в том числе супругой (супругом).

Факт легализации имущества, а также сведения, содержащиеся в документах, представляемых в целях проведения легализации имущества, не могут быть использованы:

в качестве основания для начала досудебного расследования, производства по делу об административном правонарушении, дисциплинарного производства в отношении субъекта легализации и (или) другого лица, супруги (супруга);

в рамках уголовного дела,

дела об административном правонарушении и (или) дисциплинарном проступке в качестве доказательства виновности субъекта легализации в совершении правонарушений, указанных в пункте 1 статьи 5,если иное не предусмотрено пунктом 4 Закона.

Субъект легализации вправе представлять копии документов и (или) сведений, связанных с фактом легализации имущества, для приобщения их к уголовному делу, делу об административном правонарушении в качестве доказательств. Отказ в приобщении этих доказательств не допускается (п. 4).

Сведения, содержащиеся в документах, представляемых в целях проведения легализации имущества, признаются налоговой, банковской и иной охраняемой законом тайной в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Режим хранения таких сведений и документов и доступа к ним обеспечивают исключительно государственные органы, организации, осуществляющие легализацию имущества. Иные государственные или негосударственные органы и организации не вправе получать доступ к таким сведениям и документам. Такие сведения и документы могут быть истребованы только по запросу самого субъекта легализации либо случаях, установленных законами Республики Казахстан (п. 5).

Для обеспечения предусмотренных Законом гарантий конфиденциальности содержащихся в специальной декларации сведений уполномоченный орган осуществляет централизованное хранение специальных деклараций и документов и (или) сведений, прилагаемых к специальной декларации (п. 6).

Должностные лица и работники государственных органов, организаций, в том числе члены комиссии, которыми получена и (или) стала известна информация, а также сведения, связанные с проведением процедуры легализации имущества, не вправе распространять такие сведения и информацию как в период работы в указанных органах и организациях, так и после своего увольнения, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан (п. 7).

Утрата сведений, полученных в рамках проведения процедуры легализации, либо разглашение таких сведений влекут ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Казахстан.

При этом, согласно пункту 9 данной статьи Закона, гарантии, предоставляются исключительно в пределах легализованного имущества и распространяются на деяния, совершенные субъектом легализации и (или) другим лицом до 1 сентября 2014 года.;

В комиссиях при акиматах оставлена только легализация недвижимого имущества, находящегося на территории РК, права на которое не оформлены. В части же остального имущества, находящегося на территории РК (движимого, а также имущества, право на которое оформлено на субъекта легализации или на другое лицо), проводить путем предоставления декларации в органы государственных доходов без уплаты сбора. При этом по имуществу, находящемуся за пределами РК, легализация будет проводиться также путем предоставления декларации в органы госдоходов с уплатой сбора в 10%.

В статье 8 Закона внесены изменения по организации и порядку проведения легализации денег.

Исключено требование по обязательному хранению денег на сберегательном счете в течение 60 месяцев, с распоряжением субъектом легализации по своему усмотрению без ограничений.

Согласно пункту 2 данной статьи, деньги подлежат легализации в следующем порядке:

1) путем внесения (перевода) денег в национальной и (или) иностранной валюте на текущий счет, открытый в банке второго уровня Республики Казахстан, у Национального оператора почты.

Перечень иностранной валюты определяется Правлением Национального Банка Республики Казахстан;

2) без внесения (перевода) денег на текущий счет в банке второго уровня, у Национального оператора почты - путем уплаты сбора от суммы легализуемых денег и предоставления в орган государственных доходов по месту жительства специальной декларации.

При этом, сбор подлежит уплате до предоставления в орган государственных доходов специальной декларации.

Деньги считаются легализованными с даты принятия специальной декларации органом государственных доходов по месту жительства с приложением копии справки о подтверждении внесения (перевода) денег на текущий счет, а также в случае установленном, подпунктом 2) пункта 2 настоящей статьи - копии квитанции об уплате сбора.

Субъекты легализации вправе распоряжаться легализованными деньгами, находящимися на текущих счетах по своему усмотрению, в том числе путем их инвестирования в:

1) ценные бумаги, размещаемые на казахстанской фондовой бирже;

2) финансовые инструменты, размещаемые на территории Международного финансового центра «Астана»;

3) иные активы, расположенные на территории Республики

В статье 9 Закона изменен порядок легализация имущества (кроме денег), находящегося за пределами территории Республики Казахстан, в том числе оформленного на другое лицо

Имущество (кроме денег) субъекта легализации, находящееся за пределами территории Республики Казахстан, в том числе оформленное на другое лицо, подлежит легализации при соблюдении следующих условий в совокупности:

1) уплаты сбора в порядке, установленном настоящим Законом;

2) представления в орган государственных доходов по месту жительства специальной декларации с обязательным указанием наименования легализуемого имущества, его стоимости и местонахождения.

При этом, уплаченный сбор обязательно должен соответствовать размеру сбора, исчисленного от стоимости легализуемого имущества, указанной в специальной декларации.

К специальной декларации прилагаются следующие документы и (или) сведения, подтверждающие информацию, которая содержится в специальной декларации:

1) копия документа, удостоверяющего личность;

2) нотариально засвидетельствованная копия документа, устанавливающего право собственности субъекта легализации либо другого лица на имущество до передачи его субъекту легализации (в случае легализации имущества, оформленного на другое лицо).

В случае легализации ценных бумаг, доли участия, субъектом легализации может быть представлен иной документ, выданный соответствующим органом или организацией иностранного государства, подтверждающий право собственности;

3) нотариально засвидетельствованная копия договора или иного документа, составленного в соответствии с применимым правом иностранного государства или законодательством Республики Казахстан, о безвозмездной или иной форме передачи права собственности на имущество от другого лица субъекту легализации (в случае легализации имущества, оформленного на другое лицо);

4) копия документа, подтверждающего уплату сбора;

5) иные документы и (или) сведения, прилагаемые по желанию субъекта легализации, подтверждающие информацию, которая содержится в специальной декларации.

Документы и (или) сведения, прилагаемые к специальной декларации, должны быть оформлены на казахском или русском языке, или иметь нотариально удостоверенный перевод на казахский или русский язык.

Также в статье 10 Закона изменен порядок легализация имущества (кроме денег), находящегося на территории Республики Казахстан, оформленного на другое лицо или субъекта легализации.

Легализация имущества проводится путем представления субъектом легализации в орган государственных доходов по месту жительства специальной декларации.

К специальной декларации прилагаются следующие документы и (или) сведения, подтверждающие информацию:

1) копия документа, удостоверяющего личность;

2) нотариально засвидетельствованная копия документа, устанавливающего право собственности субъекта легализации на легализуемое имущество;

3) нотариально засвидетельствованная копия договора, составленного в соответствии с законодательством Республики Казахстан, о безвозмездной или иной форме передачи права собственности на имущество от другого лица субъекту легализации (в случае легализации имущества, оформленного на другое лицо);

4) иные документы и (или) сведения, прилагаемые по желанию субъекта легализации, подтверждающие информацию, содержащуюся в специальной декларации.

Право собственности субъекта легализации на имущество (кроме денег), находящееся на территории Республики Казахстан, которое оформлено на другое лицо, оформляется в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.

Имущество, считается легализованным со дня принятия специальной декларации органом государственных доходов по месту жительства. В прежней редакции Закона, имущество считалось легализованным с даты вынесения налоговым органом решения о легализации.

Закон дополнен новой статьей 10-1. «Налоговая амнистия субъекта легализации».

Налоговая амнистия применяется при легализации субъектом легализации имущества в порядке, предусмотренном настоящим Законом, к доходу субъекта легализации, который является источником формирования легализованных денег, средств для приобретения (строительства) легализованного имущества, а также к доходам от использования (распоряжения) имущества (имуществом) до его легализации (далее - доход субъекта легализации).

В целях Закона под налоговой амнистией понимается в случае легализации имущества и денег в порядке, установленном настоящим Законом - прекращение налогового обязательства субъекта легализации по индивидуальному подоходному налогу по доходу субъекта легализации, полученному за период до 1 сентября 2014 года.

Размер индивидуального подоходного налога, подлежащего налоговой амнистии, определяется в размере десяти процентов от:

1) стоимости легализованного имущества (кроме денег), указанного в заявлении или специальной декларации;

2) суммы денег, указанной в справке банка второго уровня Республики Казахстан, Национального оператора почты;

3) размера дохода, полученного от использования (распоряжения) имущества (имуществом) до его легализации.

Все расходы, связанные с процедурой налоговой амнистии, субъекты легализации несут самостоятельно, а также ответственность за полноту и достоверность представляемых сведений.

Закон дополнен статьей 14-1. Репатриация имущества

«Предоставление гарантий, предусмотренных настоящим Законом, не зависит от факта возврата имущества, указанного в специальной декларации, на территорию Республики Казахстан, за исключением случаев, если соответствующее имущество на дату его легализации находится в государстве (на территории):

1) которое не выполняет и (или) недостаточно выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);

2) с которым отсутствует международный договор, содержащий нормы по обмену информацией для целей налогообложения.»;