Требования в отношении документации, влияющие на нефтегазовую промышленность - международные и внутренние аспекты (Балко Томас, Старший менеджер, PricewaterhouseCoopers Tax and Advisory LLP; Кадыров Бахытжан, Менеджер, PricewaterhouseCoopers Tax and Advisory LLP)
Требования в отношении документации, влияющие на нефтегазовую промышленность - международные и внутренние аспекты
Балко Томас
Старший менеджер, PricewaterhouseCoopers Tax and Advisory LLP
Кадыров Бахытжан
Менеджер, PricewaterhouseCoopers Tax and Advisory LLP
V международная Атырауская правовая конференция «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 6 апреля 2007 г.)
Раздел 1. Два аспекта деловых операций (Бахытжан Кадыров)
Любая деловая операция может рассматриваться, по крайней мере, с двух точек зрения, а именно, с фактической (то, что данная сделка на самом деле имела место) и с юридической (а именно, как операция была отражена с юридической точки зрения). Понимание данного положения является важным.
Налоговые органы, в большинстве случаев, «смотрят» на деловые операции налогоплательщиков с юридической точки зрения.
В идеальном мире, не существует разницы между указанными двумя аспектами, в которых рассматриваются деловые операции, и, как следствие, конфликтов не возникает. Однако, Казахстан не представляет собой идеальный мир, и конфликты имеют место.
Одним из примеров такого конфликта может являться следующее. Существует контракт на предоставление услуг за вознаграждение. На практике, налоговые органы устанавливают требование к заключению отдельного «Акта оказания» услуг. Это означает, что они признают, что те или иные услуги действительно были оказаны только в случае подписания Акта оказания, даже несмотря на тот факт, что стороны не предусматривают заключение такого Акта в своих контрактах. Данный пример иллюстрирует важную мысль. Налоговые органы разработали критерий «достаточности». Данное требование означает, что какая-либо фактическая операция может быть признана уполномоченными органами действительной, только если она соответствует определенным критериям и, что очень важно, указанные критерии могут быть субъективным, и не предусмотренными прямо в законодательстве.
Существует много подобных примеров в сфере трансфертного ценообразования. Налоговые органы установили строгие требования в сфере документации по трансфертному ценообразованию. Они требуют обоснования расходов, понесенных для доставки продукта до установленного места назначения с использованием ряда документов. Требования, установленные для данных документов, иногда имеют субъективный характер.
Все это означает, что необходимо уделять внимание к требованиям по документации при проведении деловых операций в нефтегазовой отрасли. В рассматриваемой ситуации можно занимать как позицию с точки зрения данности (т.е. отстаивать сложившееся положение дел), так и упреждающую позицию (т.е. знать заранее, как уполномоченные органы будут реагировать на ту или иную ситуацию).
Раздел 2: Местные и международные аспекты налоговых вопросов, с которыми сталкиваются инвесторы (Томас Балко)
С моей точки зрения деловые операции должны рассматриваться не только с двух точек зрения, а с трех или даже четырех, с учетом также финансовых и налоговых аспектов.
Каждая деловая сделка переводится также на язык бухгалтеров и консультантов по налогообложению. А налоговое законодательство, в частности, является сферой, включающей положения, которые могут игнорировать другие юридические принципы и концепции. Фактически, налоговое законодательство в Казахстане содержит даже положения, которые могут игнорировать основные экономические реалии - к примеру, цены, которые согласовываются между сторонами, если они отклоняются на более, чем 10% от цен, которые иным образом устанавливаются в условиях свободного рынка.
Поэтому, при планировании или реализации любой сделки необходимо учитывать казахстанское и, возможно, международное налоговое законодательство.
Существует много казахстанских налоговых вопросов в нефтегазовой промышленности с которыми сталкиваются недропользователи и инвесторы. Вот лишь некоторые основные вопросы: возмещение затрат; раздел прибыльной продукции; роялти: ставки и база; налоговые вычеты; переносимые убытки; налоговые ставки, кредиты; льготы; налоговая граница; и стабилизация. Документация является ключевым элементом при рассмотрении данных вопросов. Существование должной документации, а также выбор стратегии (с учетом также казахстанских и международных налоговых аспектов) может представлять собой как риск, так и возможность.
Как известно, казахстанское законодательство предусматривает две возможные налоговые модели в отношении недропользователей. По первой модели, налогоплательщик уплачивает все налоги и другие обязательные платежи. По второй модели, известной как соглашение о разделе продукции, налогоплательщик передает долю продукции Правительству и уплачивает налоги (и другие обязательные платежи), за исключением: роялти, рентного налога на экспортируемую сырую нефть/газовый конденсат, акциз на сырую нефть/газовый конденсат, налог на сверхприбыль, земельный налог и налог на имущество. Одной из основных особенностей данной дифференциации является то, что имеется возможность стабилизировать налоговые правила, применимые ко второй модели на определенную дату (обычно, на дату подписания контракта). Данная стабильность является другим интересным феноменом налогового права, и документация, рассматривающая данные правила, является важным моментом.
С точки зрения международного налогообложения, основные вопросы, с которыми сталкиваются инвесторы, могут быть коротко изложены следующим образом:
1. Вопросы постоянного учреждения (ПУ):
· Налогооблагаемое присутствие юридического лица нерезидента
· Различные концепции (Неоспоримое присутствие, Агентское ПУ, Сервисное ПУ)
· Возможный конфликт определений по местному законодательству и по международным налоговым конвенциям
· Несвоевременная регистрация ПУ может привести к значительным налоговым последствиям
2. Применение подоходного налога у источника в отношении пассивного дохода:
· Возврат инвестированного капитала
· Проценты, роялти, дивиденды
· Налогообложение дохода от прироста стоимости
· Возможные льготы по налоговым конвенциям
3. Применение подоходного налога у источника выплаты в отношении предоставления услуг:
· Обязательство по удержанию налога у источника в отношении определенных платежей нерезидентам
· Неудержание налога приводит к возникновению неблагоприятных последствий для плательщика дохода (!)
· Возможности для исключения или оптимизации таких обязательств посредством тщательной подготовки проектов контрактов, специально разработанных операций
4. Трансфертное ценообразование:
· Сделки между связанными сторонами
· Предоставление услуг, реализация товаров и продуктов
· Цены должны соответствовать рыночным ценам (по принципу вытянутой руки)
· Невыполнение данного условия приводит к возможным корректировкам налоговыми органами
· Казахстанские особенности (применение к несвязанным сторонам)
5. Налогообложение доходов от прироста стоимости:
· Налогообложение доходов от прироста стоимости в результате выбытия активов, прав
· Налогообложение также в случае, если возникли доходы от прироста стоимости за границей в отношении определенных казахстанских активов
· Обязательства по 20 % подоходному налогу у источника выплаты
· Можно исключить, если структура реализации структурирована должным образом
В заключение, мы приводим краткий список наиболее важных сфер в части требований по документации, которые должны быть должным образом рассмотрены менеджментом вместе с налоговыми консультантами:
С казахстанской точки зрения:
· Дата вступления в силу
· Определения (подрядчик, налоговое законодательство, дата подписания, дата вступления в силу, нефтяные операции и т.д.)
· Стабильное законодательство (дата, рамки)
· Льготы (налоги, таможенные платежи, рамки)
· Изменения в контракты и/или законы
С международной точки зрения:
· Осведомленность о рисках и возможностях
· Предварительное планирование
· Учет будущих шагов при структурировании (например, стратегия выхода)
· Использование защиты и льгот по налоговым конвенциям для сокращения или исключения налогообложения