О пересмотре судебных актов (М. Жаркынбеков, судья Актюбинского областного суда)
О пересмотре судебных актов
М. Жаркынбеков,
судья Актюбинского областного суда
Единообразное толкование и применение норм права и единство судебной практики - понятия одного порядка и имеют своей целью разрешение спора прогнозируемыми и предсказуемыми действиями суда, т.е. призваны повсеместно и последовательно гарантировать законность.
С 1 января 2016 года суды республики перешли на новый формат работы в рамках проводимой судебной реформы. Внесены изменения в законодательство, направленные на формирование корпуса высокопрофессиональных судей, на модернизацию судебной системы, создание новой модели судопроизводства по инвестиционным спорам, совершенствование вопросов пенсионного обеспечения судей, а также принят новый Гражданский процессуальный кодекс. Кроме того, в текущем году планируется принятие нового Этического кодекса судей.
Особое место в проводимой судебной реформе занимает оптимизация судебных инстанций путем перехода от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой.
Одной из причин ее внедрения указывается обеспечение единообразного применения судами законов, что является одним из важнейших условий эффективной защиты прав и охраняемых законом интересов, а также сохранение единого и стабильного правового режима в стране, сокращение времени прохождения дел в судах и повышение ответственности судей местных судов за качество принимаемых судебных актов.
Выглядеть новая схема судопроизводства будет следующим образом: первая инстанция - районные и приравненные к ним суды; апелляционная - областные и приравненные к ним суды; кассационная инстанция - Верховный Суд РК.
В соответствии с
- когда исполнение принятого постановления может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей либо для экономики и безопасности РК;
- когда принятое постановление нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
- когда принятое постановление нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права.
Пересмотр судебного акта в третьем случае, по причине нарушения единообразия в толковании и применении норм права, является новацией в гражданском процессуальном законодательстве РК, поэтому более подробно рассмотрим указанное положение законодательного акта, в том числе на примере схожих норм российского законодательства.
Одним из основных принципов гражданского судопроизводства является принцип законности, устанавливающий обязанность суда при рассмотрении и разрешении гражданских дел точно соблюдать требования
Единое толкование и применение судами норм законодательства на всей территории республики, независимо от местного влияния и попыток ограничить действие этих правовых актов в отдельных регионах, и будет являться единством судебной практики.
Судебная система должна выполнять стабилизирующую функцию, создавать уверенность в справедливости и надежности законов, объективности и предсказуемости правосудия, что, в свою очередь, является элементом принципа правового государства, верховенства права.
Дача разъяснения по вопросам судебной практики является конституционной задачей Верховного Суда РК как высшего судебного органа (
Кассационная инстанция Верховного Суда при пересмотре судебного акта по основанию, предусмотренному п.п. 3) ч. 6 ст. 438 ГПК, своим постановлением исправляет судебную ошибку, допущенную при применении норм права, и в этом случае целью и задачей такого производства будет являться направление судебной практики, обеспечивающей ее единообразие. Следовательно, вынесенное в этом случае постановление будет «практикообразующим», и цель может быть достигнута лишь в том случае, если постановление по делу, рассмотренному в порядке, предусмотренном названной нормой, толкование нормы материального или процессуального права станет обязательным для нижестоящих судов при рассмотрении других дел, по которым применяются те же нормы права.
Таким образом, на наш взгляд, в Республике Казахстан законодателем сделан первый шаг к признанию судебного прецедента в качестве источника права.
Порядок осуществления правомочия
Схожая норма действовала в гражданском судопроизводстве Российской Федерации. В частности, в ст. 389 ГПК РФ, утратившей силу с 1 января 2012 года, согласно Федеральному закону от 9 декабря 2010 года № 353-ФЗ предусматривалось право председателя Верховного Суда РФ или его заместителя на внесение в Президиум Верховного Суда РФ мотивированного представления в порядке надзора в целях обеспечения единства судебной практики и законности.
Данная норма являлась дискуссионной среди российских юристов и была предметом изучения Конституционного Суда России. Постановлением данного судебного органа от 5 февраля 2007 года № 2-П ст. 389 ГПК РФ признана не противоречащей Конституции РФ, однако указано, что правомочие председателя Верховного Суда РФ, его заместителя внести в Президиум Верховного Суда РФ мотивированное представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях обеспечения единства судебной практики и законности может быть реализовано только при наличии обращения заинтересованных лиц, в пределах установленных Кодексом сроков для обжалования в надзорную инстанцию, истребования дела и вынесения определения по результатам его рассмотрения, при том, что председатель Верховного Суда РФ и его заместитель, внесшие представление, не могут участвовать в рассмотрении дела Президиумом Верховного Суда РФ. А законодателю, исходя из целей обеспечения единообразного применения закона, рекомендовано конкретизировать порядок осуществления правомочия, предусмотренного ст. 389 ГПК РФ.
В этом же постановлении Конституционного суда разъясняется, что особая процедура инициирования пересмотра судебных постановлений в порядке надзора предназначена исключительно для случаев, когда без устранения допущенных нижестоящими судами существенных нарушений норм материального или процессуального права невозможно обеспечение верховенства и единообразного применения закона в соответствии с требованиями Конституции РФ. В то же время внесением указанными должностными лицами Верховного Суда РФ представлений о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке надзора затрагиваются права лиц, участвующих в деле, как они определены этими судебными постановлениями. Между тем из конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности следует, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются, главным образом, по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом. При этом предполагается такое построение судопроизводства, при котором функция суда по разрешению дела отделена от функций спорящих перед судом сторон: осуществляя правосудие как свою исключительную функцию, суд обязан обеспечивать справедливое и беспристрастное разрешение спора, предоставляя сторонам равные возможности для отстаивания своих позиций, и потому не может принимать на себя выполнение их процессуальных функций.
По собственной инициативе
Следовательно, председатель Верховного Суда РФ или его заместитель, будучи судьями, не могут вносить представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора по собственной инициативе. Иное приводило бы к искажению природы правосудия, принципа состязательности и равноправия сторон при осуществлении судопроизводства, а также конкретизирующего его принципа диспозитивности в гражданском процессе.
В случаях, когда председатель Верховного Суда РФ либо его заместитель по обращениям заинтересованных лиц вносят соответствующее представление, основанное на сложившемся у них убеждении о нарушении вынесенными судебными постановлениями единства судебной практики и законности, они в дальнейшем не могут входить в состав суда, рассматривающего дело по существу. Их участие в рассмотрении дела Президиумом Верховного Суда РФ ставило бы под сомнение беспристрастность суда и противоречило бы принципу независимости судей.
Иное истолкование ст. 389 ГПК РФ приводило бы к произвольному ее применению и, соответственно, к неопределенности в спорных материальных правоотношениях, к неограниченному пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений, нарушающему как принцип справедливого судебного разбирательства, так и принцип правовой определенности, и тем самым - к неправомерному ограничению конституционного права на судебную защиту.
В полемике российских юристов, развернувшейся относительно существовавшей ст. 389 ГПК РФ и названного постановления Конституционного Суда РФ, приводятся различные точки зрения. В частности, прозвучали мнения о том, что возможность инициирования должностными лицами Верховного Суда РФ надзорного производства независимо от волеизъявления сторон ради обеспечения «единства судебной практики и законности» противоречит принципу разделения властей, нарушает принцип независимости суда и судей и подчинения его только Конституции РФ и федеральному закону. А вероятность отмены вступившего в законную силу решения без ограничения сроков несовместима с принципом правовой определенности.
Анализ и обмен мнениями
Между тем подвергнутые критике в российском законодательстве нормы гражданского процессуального законодательства нашли свое отражение в новом ГПК РК. Так,
То есть не исключается возбуждение производства по пересмотру судебных актов, вступивших в законную силу, по инициативе названных должностных лиц без волеизъявления заинтересованных лиц.
Кроме того, сроки для внесения представления, принесения протеста по основаниям, предусмотренным ч. 6 ст. 438 Кодекса, не ограничены (
Возможность инициирования производства в отсутствие поступивших жалоб, неограниченная никакими сроками, также, по нашему мнению, не соответствует принципу правовой определенности. Мы обратили внимание на возможные проблемные ситуации, которые могут возникнуть в процессе применения норм нового ГПК РК. Однако надо учитывать, что новый кодекс вступил в силу совсем недавно, и только достаточно длительная судебная практика, активный анализ судебных дел, обмен мнениями действующих судей и видных ученых позволят обнаружить его сильные и слабые стороны, в целом покажут уровень его эффективности.