Споры в области реабилитации и банкротства (М.К.Байгелов, Судья СМЭС г. Астаны)
Споры в области реабилитации и банкротства
Байгелов М.К.
Судья СМЭС г. Астаны
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по спорам, связанными с реабилитацией и банкротством юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являются
Законодательство о банкротстве в Республике Казахстан является инструментом, позволяющим применять к неплатежеспособным должникам процедуры банкротства с целью преодоления кризиса платежей, дальнейшего роста просроченных задолженностей организаций, а также определяет правовое регулирование сфер общественной деятельности, в том числе и таких процессов, как функционирование или ликвидация юридических лиц.
Процедура банкротства или ликвидация несостоятельного должника осуществляется с целью удовлетворения требований кредиторов и объявления банкрота свободным от долгов.
Целесообразность применения процедуры банкротства по отношению к организациям состоит в том, что в результате проведения этой процедуры должник освобождается от долгов.
Реабилитационная процедура является процедурой восстановления платежеспособность предприятия, и она направлена на спасение предприятия, являющегося неплатежеспособным.
Ускоренная реабилитационная процедура применяется в отношении должника в судебном порядке на основании плана реабилитации, согласованного с кредиторами в досудебном порядке.
Нормами Закона введены:
- назначение (отстранение) судом временного администратора и временного управляющего;
- обязательное предоставление временным администратором в суд заключения об эффективности (не эффективности) плана реабилитации;
- обязательное осуществление временным управляющим сбора сведений о финансовом состоянии должника и представления их в суд на стадии рассмотрения в суде дела о банкротстве;
- продление сроков реабилитации и банкротства судом.
Таким образом, новый Закон содержит ряд новелл и изменений, в связи с чем, необходимо формирование единообразного и правильного применения судами норм действующего законодательства при рассмотрении споров в области реабилитации и банкротстве, с учетом проблемных вопросов, возникающих из практики применения норм
Вместе с тем, по делам указанной категории имеется ряд проблемных вопросов в толковании положений
Согласно Закону основанием для объявления судом должника банкротом является его несостоятельность, то есть неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов. Таким образом, наличие какого-либо имущества не является основанием для отказа в признании должника банкротом.
Однако, отказ суда в признании должника банкротом по его заявлению способствует усугублению проблемы погашения кредиторской задолженности должника, поскольку субъект предпринимательства, которому отказали в признании банкротом, вынужден попросту пустить бизнес «на самотек», что в конечном итоге не решает проблему.
Также, уполномоченный орган лишен возможности осуществить проверку предпринимателя на предмет наличия в его действиях по объявлению себя банкротом умысла на совершение противоправных деяний - преднамеренного или ложного банкротства, поскольку проверочные мероприятия осуществляются только после признания должника банкротом и возбуждения процедуры банкротства.
Как показывает практика, суды не выносят решения о признании должника банкротом без возбуждения процедуры банкротства, хотя это предусмотрено
Причиной этому является отказ уполномоченного органа в даче согласия на признание отсутствующего должника банкротом без возбуждения процедуры банкротства, что является основанием для признания должника банкротом с возбуждением процедуры банкротсва.
Вместе с тем, подобная практика не соответствует нормам законодательства о банкротстве, поскольку согласно
Соответственно, судам, при наличии оснований, предусмотренных
С момента возбуждения дела о банкротстве вводится фигура временного управляющего, который назначается судом, из числа лиц, зарегистрированных в уполномоченном органе, сведения о которых размещены на интернет-ресурсе уполномоченного органа.
Согласно
Исходя из практики назначения временных управляющих, и учитывая, что суды не осуществляют ведомственный контроль за деятельностью временных управляющих, определенную сложность представляет процесс выбора и назначения временных управляющих, поскольку суды не знают, и не могут знать нагрузку каждого временного управляющего.
В результате, выбор одних и тех же лиц может привести к некачественному составлению заключения временными управляющими ввиду их перегруженности; негативным последствиям в виде сговора временного управляющего с должником либо его кредиторами.
Согласно
В этой связи, актуальным остается вопрос о назначении временного управляющего при возбуждении дела по заявлению о применении в отношении должника процедуры реабилитации.