Утверждены критерии оценки степени риска в сфере государственного контроля за поступлением налогов и других обязательных платежей в бюджет (аннотация, 25.12.2015)

Утверждены критерии оценки степени риска в сфере государственного контроля за поступлением налогов и других обязательных платежей в бюджет

Аннотация к документу: Совместный приказ Министра финансов Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 687 и и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 840 «Об утверждении критериев оценки степени риска в сфере государственного контроля за поступлением налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также полнотой и своевременным перечислением обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования»

В целях реализации пункта 4 статьи 625 Налогового кодекса и пункта 3 статьи 141 Предпринимательского кодекса утверждены критерии оценки степени риска в сфере государственного контроля за поступлением налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также полнотой и своевременным перечислением ОПВ, ОППВ в ЕНПФ и социальных отчислений в ГФСС.

Критерии оценки степени риска применяются для определения налогоплательщиков к степени риска с целью отбора налогоплательщиков для проведения выборочных проверок по вопросам соблюдения налогового законодательства.

Критерии оценки степени рисков для выборочных проверок в настоящих Критериях формируются посредством субъективных критериев без применения объективных критериев.

Для оценки степени рисков используются следующие источники информации:

1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом, в том числе посредством автоматизированных систем;

2) результаты предыдущих проверок;

3) результаты иных форм контроля;

4) результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями.

Субъективные критерии оценки степени рисков:

1) коэффициент соотношения суммы уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет, за исключением таможенных платежей, к совокупному годовому доходу до корректировки ниже среднеотраслевого значения за соответствующий период. При этом указанный коэффициент рассчитывается за истекший календарный год в пределах срока исковой давности.

Среднеотраслевое значение рассчитывается как отношение суммы коэффициентов каждой группы (до 4 знака) общего классификатора видов экономической деятельности, утвержденного уполномоченным органом в сфере технического регулирования и метрологии к количеству налогоплательщиков группы;

2) осуществление операций с лжепредприятиями, бездействующими налогоплательщиками и с налогоплательщиками, регистрации которых судами признаны недействительными, а также сделок, совершение которых признано судом осуществленными без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;

3) коэффициент соотношения суммы вычетов к сумме совокупного годового дохода до корректировки более 0,98.

Расчет данного критерия осуществляется по налогоплательщикам, совокупный годовой доход до корректировки которых превышает сумму, равную 30 000-кратному месячному расчетному показателю;

4) период, не охваченный комплексной и (или) тематической проверкой по вопросам исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов равен четырем годам и более.

Расчет данного критерия осуществляется по налогоплательщикам, налогообложение которых осуществляется в соответствии со статьей 308-1 Налогового Кодекса.

Расчет критериев осуществляется два раза в год, в последний месяц полугодия.

В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации, определяются субъективные критерии, которым присваивается дифференцированный показатель и коэффициент в зависимости от важности критерия.

По показателям степени риска проверяемый субъект (объект) относится:

1) к высокой степени риска - при показателе степени риска от 25 до 100 включительно и в отношении него проводится выборочная проверка;

2) не отнесенной к высокой степени риска - при показателе степени риска от 0 до 25 и в отношении него не проводится выборочная проверка.

Выборочные проверки назначаются в отношении налогоплательщиков, отнесенных к высокой степени по каждому риску, исходя из приоритетности проверяемых субъектов (объектов) с наибольшим показателем степени риска и штатной численности должностных лиц структурных подразделений органов государственных доходов, осуществляющих проверки.

Списки налогоплательщиков, подлежащих выборочной проверке, формируются на полугодие.

Кратность проведения выборочной проверки определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по критериям оценки степени рисков и не может быть чаще одного раза в год.

После ввода в действие данного приказа признаются утратившими силу:

1) совместный приказ Министра финансов РК от 16 сентября 2011 года № 468 и и.о. Министра экономического развития и торговли РК от 16 сентября 2011 года № 302;

2) совместный приказ Министра финансов РК от 22 октября 2012 года № 466 и Министра экономического развития и торговли РК от 30 октября 2012 года № 297;

3) совместный приказ Заместителя Премьер-Министра РК - Министра финансов РК от 31 марта 2014 года № 144 и Министра регионального развития РК от 31 марта 2014 года № 96/ОД.

Данный совместный приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования - с 18 февраля 2016 г.