Рост в эпоху перемен (С. Дьяченко, заместитель председателя Мажилиса Парламента РК, первый заместитель руководителя фракции партии «Нур Отан»)

Рост в эпоху перемен

 

Современные тенденции международного развития показывают, что мир действительно оказался перед лицом новой глобальной реальности. На наших глазах происходят масштабные, кардинальные изменения, которые влияют на все стороны жизни - от геополитики и экономики до общества и личности, финансовые и сырьевые рынки. Надо понимать, что имеющий место быть глубинный кризис в мировой экономике и политике - логическая часть противоречивого процесса изменения мироустройства как такового.

Подобные катаклизмы, как правило, случаются в истории накануне серьезных рывков в области прогресса и технологических достижений. Мы уже видим революцию в энергетике и промышленности, рождение новых форм экономики, финансовых систем, при этом в развивающихся странах перестала функционировать модель роста, обеспечивавшая их энергичный подъем с начала XXI века.

Период бурного роста новых рынков в основном завершился, поэтому западный капитал (особенно спекулятивный), вложенный в данные рынки, не получая ожидаемого дохода, вновь начинает возвращаться на «исходные позиции». Дальнейшего столь же быстрого улучшения условий внешней торговли также не ожидается, и мировая торговля, очевидно, вернется к средним значениям. Так, уже значительно снизились индексы цен продовольствия, готовых продуктов, металлов, угля, нефти. А это, в свою очередь, приводит к понижению рентабельности в сопутствующих отраслях, сервисе и логистике.

В связи с этим защита национальных экономических интересов и минимизация неблагоприятного внешнего влияния стали ключевой задачей для многих стран. Понимание происходящих процессов, прогнозирование последствий от развития ситуации и качество упреждающих решений становятся необходимой основой для выработки и принятия адекватных мер противодействия.

В целом развивающиеся рынки испытывают негативный эффект от изменения рыночных трендов на рынке сырья и чувствительного оттока капиталов. Многие из этих стран, особенно те, что основаны на старой экономической модели - экстенсивном экспорте природных ресурсов, сопротивляются масштабным изменениям, глубинной модернизации, пытаются бороться с кризисом устаревшими подходами и методами.

Состояние экономики Казахстана соответствует общему тренду геоэкономической ситуации. Но здесь важно обратить внимание на ключевое, как мне представляется, положение Послания Главы нашего государства народу «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие».

Наш Президент поставил задачу не бороться с кризисом как таковым, а провести эффективное институциональное реформирование, продолжить эффективное движение к поставленной ранее стратегической цели: войти в число 30 наиболее развитых стран мира.

Тем самым мы не пытаемся следовать догоняющей модели развития, не идем по инерции, а стремимся внутренне перестроиться и использовать сложный момент в свою пользу. Ведь, как гласит восточная мудрость, любое изменение нужно рассматривать как возможность достижения новых успехов в совершенно новых областях.

Тезис президентского послания о том, что глобальный кризис - это не только опасность, но и новые возможности, четко говорит сам за себя. И мы продолжаем настойчиво добиваться реализации амбициозных целей. Общество готовится реализовать крупную программу реформ, укрепить основы нашей государственности и выйти на новый уровень развития.

Мотивация проста: мир изменился, должны перестроиться и мы. Как и в 90-е годы, готовимся к сложной перенастройке нашей экономики и государственного управления. Да, нефтяных супердоходов сегодня нет, и в ближайшие годы вряд ли будут: мониторинг цен на нефть показывает, что фьючерсы пока идут только вниз.

Нефтяная конъюнктура наглядно показала слабые места экспорта природных ресурсов и вновь остро поставила на повестку дня необходимость диверсификации экономики. Однако, если посмотреть внимательнее - сложившаяся ситуация очень рельефно показала и наши имеющиеся сильные стороны.

Что же имеется ввиду?

Давайте вспомним, что за годы развития мы прошли большую череду падений и роста. Как верно отметил Глава государства, наш Казахстан родился в кризисную эпоху. В результате в нашей ментальности сформировалась и укрепилась особая стратегическая адаптивность, а именно: тонкое предчувствие грядущих изменений, готовность и умение рационально подстроиться под них, своевременно принимать превентивные меры по выстраиванию упреждающей социально-экономической модели развития.

Мы не всегда замечаем, что эта высокая адаптивность, наряду с мобильностью мышления, и отличает нас от многих других стран. Она является нашим драйвером или, если хотите, казахстанским perpetuum mobile. Поэтому мы, казахстанцы, очень быстро реагируем на любые внешние перемены. По моим наблюдениям, кризис не ломает наш дух, а настраивает на энергичную работу: это вызов, который мы готовы принять и ответить на него.

Такова наша парадигма реагирования, выработанная за годы развития. И ведь так и происходит.

Сама жизнь показала, что Нурсултан Абишевич Назарбаев своевременно предвидел те вызовы, с которыми мы столкнулись сегодня. Глава государства как великолепный стратег уже не только прочувствовал момент и оценил идущие изменения, но и выстроил алгоритм конкретных мер и последовательных действий.

В нынешнем Послании народу Казахстана как всегда адресно поставлены большие и малые задачи для всех - госструктур, бизнеса и каждого гражданина. Лидер нации представил стратегию действий на долгосрочную, среднесрочную и ближайшую перспективу, подчиненные ключевой стратагеме - «рост, реформы, развитие».

Да, для достижения новых задач нам придется выйти из зоны комфорта и начать работать, думать и жить по-новому. Новое время говорит о необходимости внутренне меняться, изменять нашу экономическую модель, совершенствовать устройство общественных отношений. Аксиома новой глобальной реальности состоит в том, что только диверсифицированная экономика может эффективно противостоять последствиям глобального кризиса. И это факт.

Поэтому Казахстан продолжит активно проводить индустриализацию и внедрять новейшие технологии, вести строительство современной транспортно-логистической инфраструктуры, развивать сельское хозяйство, привлекать иностранные инвестиции и вести приватизацию государственных активов. Все эти инициативы позволят максимально высвободить внутренние ресурсы для обеспечения стабильного экономического роста и реализации новой социальной политики.

Перспективные задачи и направления работы, озвученные в Послании Президента, открывают действительно новые возможности для роста и инициативы. Уже с начала 2016 года заработают новые законы, принятые в рамках Плана нации, депутаты Парламента Республики Казахстан в очень короткий срок провели колоссальную, масштабную работу по созданию современной законодательной базы нового этапа развития. Правовое же обеспечение политического курса Главы государства и является главным стержнем депутатской деятельности членов фракции партии «Нур Отан».

Приняты несколько десятков важных законов, из них конституционных законов - 4, кодексов - 3, основных законов - 14 и законопроектов о внесении изменений и дополнений - 38.

Они направлены на исполнение Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации Пяти институциональных реформ: первое - формирование профессионального государственного аппарата; второе - обеспечение верховенства закона; третье - индустриализация и экономический рост; четвертое - идентичность и единство; пятое - формирование подотчетного государства. К примеру, можно отметить такие законы, как «О государственной службе», «О противодействии коррупции», «О доступе к информации», «О международном финансовом центре «Астана», «О Высшем Судебном Совете РК», «О государственных закупках», «О саморегулировании», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам образования», «О сельскохозяйственных кооперативах», Гражданский процессуальный кодекс РК, Предпринимательский кодекс РК, Трудовой кодекс РК и др.

Кроме того, впереди нас, парламентариев, ожидает большая работа по законодательному обеспечению антикризисных и структурных преобразований.

В целом, осмысливая новую политическую и экономическую реальность вокруг нас, можно сказать, что мы, казахстанцы, не потеряли динамизма и готовы под выверенным руководством нашего Лидера продолжить путь сквозь сложный период к новым вершинам и новым достижениям. Мы готовы мобилизоваться и выйти на новые рубежи развития, ведь для этого у нас есть свое видение, своя программа действий, воля и желание, прочные традиции единства народа.

 

Автор: Сергей Дьяченко, заместитель председателя Мажилиса Парламента РК, первый заместитель руководителя фракции партии «Нур Отан»