В рамках особого правового режима (Венера Сейтимова, судья суда Евразийского экономического союза)
В рамках особого правового режима
Венера Сейтимова,
судья суда Евразийского экономического союза
Действующее право Республики Казахстан планомерно совершенствуется в соответствии с велением времени, о чем свидетельствуют последние изменения в казахстанском законодательстве, направленные на повышение инвестиционной привлекательности казахстанской экономики как для иностранных, так и для отечественных инвесторов.
Наличие эффективного правового механизма по урегулированию инвестиционных споров является необходимым условием дальнейшего экономического развития Казахстана в качестве члена Всемирной торговой организации.
- переговоры или иная заранее согласованная сторонами процедура разрешения споров;
- разрешение спора в судах РК, а также в международных арбитражах, определяемых соглашением сторон.
31 октября 2015 года
В соответствии с
Иные споры, вытекающие из правоотношений с участием инвестора, не связанные с инвестиционной деятельностью, а также споры с участием инвестора, подлежащие рассмотрению в упрощенном производстве, подсудны районным (городским) и приравненным к ним судам в соответствии с подсудностью, установленной гл. 3 ГПК (ч. 5 ст. 27).
Согласно
Апелляционные жалоба, протест на решения, вынесенные по делам, рассмотренным судом г. Астаны по правилам суда первой инстанции, рассматриваются специализированной судебной коллегией Верховного Суда РК в коллегиальном составе не менее трех судей коллегии (
В этой связи представляется, что Верховный Суд будет являться судом апелляционной инстанции для гражданских дел по инвестиционным спорам, рассмотренным судом г. Астаны по правилам суда первой инстанции.
По правилам
С учетом изложенного полагаем, что Верховный Суд станет кассационной инстанцией как для дел, рассмотренных Верховным Судом в апелляционном порядке по жалобам на решения суда г. Астаны, вынесенные по правилам суда первой инстанции, так и для дел, рассмотренных Верховным Судом по правилам суда первой инстанции.
Наряду с перечисленными изменениями в гражданском процессуальном законодательстве большой интерес представляет судебный орган, создаваемый в рамках Международного финансового центра «Астана».
В соответствии с
Концепция функционирования МФЦА существенно отличается от подходов к деятельности регионального финансового центра г. Алматы (РФЦА), созданного в соответствии с
Новый подход государства к вопросу разрешения инвестиционных споров заслуживает особого внимания, поскольку предусматривает принципиальные изменения в данной сфере. МФЦА позиционируется как территория в пределах г. Астаны с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом РК, в рамках которой действует особый правовой режим.
В числе особенностей правового режима МФЦА:
- наличие собственной системы действующего права, включающей акты органов МФЦА, регулирующие возникающие между его участниками и (или) органами, и (или) работниками гражданско-правовые, гражданско-процессуальные и финансовые отношения, административные процедуры;
- исключительная юрисдикция суда МФЦА по осуществлению правосудия на его территории по спорам, возникающим между участниками, органами и работниками МФЦА, касающимся любой операции, осуществленной в (подчиненной праву) МФЦА, а также переданным суду по соглашению сторон;
- осуществление судопроизводства на английском языке на основе процессуальных принципов и норм Англии и Уэльса и (или) стандартов ведущих мировых финансовых центров с возможностью учитывать при разрешении споров вступившие в законную силу собственные решения по конкретным спорам и вступившие в силу решения других судов общего права (судебный прецедент);
- исполнение решений суда МФЦА на территории Казахстана в том же порядке и на тех же условиях, что и исполнение решений судов РК.
Функционирование МФЦА планируется начать с 1 января 2016 года. С этой же даты вводится в действие новый
Для разработки и принятия акта Совета МФЦА, определяющего состав суда, порядок назначения и освобождения судей от должности, квалификационные требования к судьям, процедуру судопроизводства и другие вопросы функционирования суда Конституционным законом отводится двухлетний срок со дня введения его в действие. Органы управления МФЦА (Администрация, Комитет по регулированию финансовых услуг) будут являться юридическими лицами согласно казахстанскому законодательству. Будет ли суд МФЦА юридическим лицом, покажет время, а мы попробуем разграничить юрисдикцию суда МФЦА от юрисдикции судов республики.
В первую очередь, необходимо помнить, что территория МФЦА - это территория РК, на которой имеет прямое действие
Вместе с тем, территория МФЦА имеет особый статус, поскольку в ее границах устанавливается особый правовой режим. В ее пределах действует собственная правовая система, предусматривающая для его участников более привилегированное положение по сравнению с общими нормами права РК, в том числе, могут применяться особые правила в области гражданского судопроизводства, гражданских и финансовых правоотношений.
Представляется, что инвестор, становясь участником МФЦА, обоснованно рассчитывает на определенные преференции, связанные с ведением бизнеса именно в рамках Центра. При этом немаловажное значение приобретает адекватное практическое применение соответствующих норм права в целях исключения их двоякого толкования.
К примеру, между инвестором-участником МФЦА и налоговым органом Казахстана имеется спор по налоговым обязательствам, вытекающим из инвестиционного договора. Казалось бы, согласно
В относительно короткие сроки предстоит выработать подходы в толковании и применении права для разрешения вопросов, которые могут возникнуть на практике. К примеру, необходимо определить, все ли споры между инвестором-участником МФЦА и государственным органом будут относиться к юрисдикции суда МФЦА. Достаточно актуален вопрос о том, как должен действовать судья, если такой спор поступит в суд РК. Допустима ли в этом случае передача спора по подсудности в суд МФЦА с учетом того, что он не входит в судебную систему РК. Не менее интересно, в каком порядке будет разрешаться вопрос о подсудности конкретного спора в случаях возникновения конкуренции юрисдикции суда МФЦА и суда, входящего в казахстанскую судебную систему.
Привлекательность особого правового режима МФЦА состоит в том, что к его участникам не будут применяться отдельные нормы казахстанского законодательства, правоотношения между его участниками будут регулироваться правом МФЦА, а связанные с этим споры - разрешаться независимым судом, обособленным от судебной системы Казахстана.
Инвестиционные споры с участием инвесторов, не являющихся участниками МФЦА, будут разрешаться по правилам суда первой инстанции судом г. Астаны, с участием крупных инвесторов - Верховным Судом.
Наряду с изложенным порядок разрешения инвестиционных споров в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) регулируется подразделом 6 раздела VII Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (
- компетентного суда соответствующего государства-члена ЕАЭС;
- международного коммерческого арбитража при торговой палате любого государства, согласованного участниками спора;
- арбитражного суда adhoc, который, если стороны спора не согласятся на иное, должен быть создан и действовать согласно Арбитражному регламенту Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);
- Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, созданного в соответствии с
Таким образом, Договором о ЕАЭС предусмотрен исчерпывающий перечень органов по разрешению инвестиционных споров. Особенности правового статуса суда МФЦА не позволяют с полной уверенностью отнести его к какому-либо из перечисленных органов. Суд МФЦА не является ни международным коммерческим арбитражем, ни арбитражным судом. Более того, в МФЦА предусмотрено создание отдельного Международного арбитражного центра.
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров представляет собой самостоятельную международную организацию, входящую в группу организаций Всемирного банка.
Аналогичная коллизия усматривается в соотношении статуса суда МФЦА с положениями
Суд МФЦА создается обособленным от судебной системы Казахстана, правосудие в нем планируется осуществлять по особым правилам судопроизводства. При таких эксклюзивных особенностях относимость суда МФЦА к судам РК, на наш взгляд, не является безоговорочной. При этом необходимо иметь в виду, что отнесение суда МФЦА к казахстанским судам неразрывно связано с вопросом соотношения статусов судей суда МФЦА и судей судов РК.
К примеру, нельзя исключить, что инвестор может осуществлять свою предпринимательскую деятельность в рамках ЕАЭС и одновременно являться участником МФЦА. В этом случае вопрос о том, в каком порядке и каким органом должен разрешаться спор с участием такого инвестора, может обрести актуальность.
Представляется, что дальнейшее формирование правовой базы для функционирования суда МФЦА целесообразно осуществлять не только на основе положений