Изменения и дополнения в Налоговый Кодекс Республики Казахстан: Нововведения в налогообложение недропользователей (Тулегенова А., Генеральный директор юридической компании «SG Global Advice» (Tax & Legal)
Изменения и дополнения в Налоговый Кодекс Республики Казахстан:
Нововведения в налогообложение недропользователей
Тулегенова Аселина
Генеральный директор юридической компании
«SG Global Advice» (Tax & Legal)
VIII международная Атырауская правовая конференция «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 9 апреля 2010 г.)
Тема налогов и налогообложения всегда была одной из самых актуальных, широко обсуждаемых и спорных, поскольку затрагивает все сферы жизнедеятельности хозяйствующих субъектов. За последнее десятилетие, начиная с 2002 года, налоговое законодательство претерпело множество реформ и изменений, которые коснулись всех видов налогов и системы налогообложения в целом. В целях надлежащего налогообложения, налогоплательщикам требуется не только постоянный контроль и пристальное внимание ко всем нововведениям, но и понимание каким образом следует вести налоговое планирование своей хозяйственной деятельности и как это отразится на его налоговых позициях в последующем.
В указанных целях, Вашему вниманию мы представляем обзор наиболее существенных изменений и дополнений, а также нововведения в налоговый режим недропользователей, которые вступили в силу с 1 января 2010 г.
Как известно,
Согласно специального доклада Правительства Республики Казахстан, изменения и дополнения внесены в целях совершенствования администрирования налоговой системы в Республике Казахстан; сохранения ставок корпоративного подоходного налога (КПН) и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 2010-2012 г.г. на уровне 2009 г.; а также удовлетворения финансовых потребностей государственного бюджета.
По своему характеру и содержанию все изменения и дополнения в Налоговый кодекс можно условно разделить на две категории: (i) изменение ставки налога, и (ii) изменение порядка администрирования и применения (исчисления) налогов.
I. Изменение ставки
· Корпоративный подоходный налог (КПН)
Следует напомнить, что КПН применяется по действующей ставке 20% к юридическим лицам – резидентам и нерезидентам, созданным или осуществляющим деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение. По действующим правилам, КПН начисляется ежегодно на налогооблагаемый доход налогоплательщиков – юридических лиц, доход, облагаемый у источника выплаты или чистый доход нерезидента, осуществляющего деятельность через филиал.
В соответствии с
· Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Прежде всего, следует указать, что НДПИ относится к специальным налогам недропользователя и применяется к любому лицу, осуществляющему добычу полезных ископаемых на территории Республики Казахстан. НДПИ обычно оплачивается в денежном выражении, за исключением тех случаев, когда по решению Правительства, такой налог может быть выплачен в натуральном выражении (в виде полезных ископаемых). Данный налог подлежит оплате по утвержденным ставкам и зависит от стоимости добытого минерального сырья (для сырой нефти, газоконденсата, природного газа), от физического объема полезных ископаемых в минеральном сырье (для металлов и драгоценных камней) или от физического объема извлекаемых полезных ископаемых (для общераспространенных полезных ископаемых).
Первоначально, при введении в действие Налогового кодекса, Правительство Республики Казахстан планировало, что налоговое бремя для недропользователей в 2009 г. будет увеличено посредством корректировки ставок КПН и НДПИ. Ожидалось, что увеличение налогового бремени недропользователей в результате увеличения ставки НДПИ и снижение ставок КПН, позволит добиться постепенного снижения налогового бремени для других секторов экономики за счет добывающей промышленности.
Поскольку на период 2010-2012 г.г. ставки КПН и НДПИ остались на прежнем уровне, то и налоговое бремя для налогоплательщиков, включая недропользователей, останется прежним до 2013 г.. Увеличение либо уменьшение налоговой нагрузки на недропользователей будет зависеть от объемов добываемого сырья или его запасов (в зависимости от вида сырья) и котировок цен (для отдельных видов сырья).
II. Изменение порядка применения налогов
Наиболее существенные изменения, которые отразились на порядке применения налогов, связаны в большей степени с налогообложением недропользователей. Ниже представлены наиболее важные из них:
· Налоговое законодательство в определенных случаях позволяет полностью или в части передавать сырую нефть и природный газ в натуральной форме в счет уплаты НДПИ, рентного налога на экспорт, роялти и доли Республики Казахстан по соглашениям о разделе продукции. Размер НДПИ, рентного налога на экспорт, роялти и доли Республики Казахстан по соглашениям о разделе продукции, уплачиваемых в натуральной форме, должен быть эквивалентен сумме таких налогов, исчисленных в денежном выражении.
Изменения в закон касаются порядка учета добываемой нефти. Сырая нефть и природный газ, которые передаются недропользователем в счет уплаты указанных налогов, подлежат отдельному учету. Как мы полагаем, это влияет только на порядок учета добытой нефти и газа, но не должно повлечь увеличение налоговой нагрузки на недропользователей по этим видам налогов.
· Предусмотрена единая методика определения рыночных цен для биржевых товаров, которая содержит перечень международных бирж, единые источники ценовых котировок, порядок расчета цен и конвертации цен в национальную валюту. Эта методика применяется для расчета всех особых сборов для недропользователей (рентный налог, НДПИ, подписной бонус и бонус коммерческого обнаружения).
· В соответствии с действующими нормами Налогового кодекса предусмотрены специальные платежи недропользователей, такие как подписной бонус и бонус коммерческого обнаружения.
Подписной бонус – это фиксированный единовременный платеж, который должен осуществляться недропользователями за приобретение права недропользования в пределах контрактной территории. Сумма подписного бонуса зависит от вида деятельности по вышеуказанным контрактам, вида полезных ископаемых, а также от того, утверждены ли запасы полезного ископаемого или нет.
Бонус коммерческого обнаружения оплачивается недропользователями за каждое коммерческое обнаружение полезных ископаемых в пределах контрактной территории. Ставка данного бонуса зафиксирована на уровне 0,1% от объема извлекаемых полезных ископаемых.
С целью избежания двойного налогообложения недропользователей в случае коммерческого обнаружения в рамках контракта на разведку теперь недропользователь освобождается от уплаты подписного бонуса по контракту на добычу; однако в таких случаях по таким контрактам подлежит оплате бонус коммерческого обнаружения.
· Еще одно изменение заключается в том, что налогооблагаемая база в целях исчисления НДПИ при продаже (передаче) недропользователем сырой нефти для дальнейшей переработки на казахстанских нефтеперерабатывающих заводах должна определяться на основании цены нефти, приобретаемой такими нефтеперерабатывающими заводами. При этом, фиксированная ставка НДПИ подлежит снижению на 50% (с использованием коэффициента 0,5). Согласно Изменениям в Налоговый кодекс коэффициент 0,5 также применяется и к расчету НДПИ по объемам сырой нефти и газового конденсата, которые передаются в натуральной форме в счет уплаты налога. Данное изменение направлено на стимулирование поставок ГСМ на внутренний рынок. Таким образом, при реализации сырой нефти и газового конденсата на внутреннем рынке Республики Казахстан недропользователь – налогоплательщик применяет ставку, сниженную в 2 раза.
· Изменения также были внесены в порядок расчета налога на сверхприбыль (НСП). Данный налог применяется к недропользователям, за исключением тех, которые осуществляют деятельность в рамках соглашений о разделе продукции, а также контрактов на добычу общераспространенных полезных ископаемых и контрактов на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей. Такой налог применяется к части чистого дохода, превышающего 25% от суммы вычетов недропользователя для целей исчисления этого налога.
· В целях исчисления НСП были определены и введены в действие дополнительные критерии: совокупный годовой доход по контракту на недропользование, КПН за недропользование и вычеты в целях исчисления НСП.
· В целях исчисления КПН для недропользователей, доход от реализации теперь включает только доход недропользователя, полученный в период проведения разведочных и подготовительных работ; доход, полученный от реализации полезных ископаемых, добытых до начала добычи; а также доход, полученный от реализации части права недропользования, в той части, которая превышает фактические расходы, понесенные недропользователем до начала добычи.
· Внесены изменения в порядок бухгалтерского учета основных и капитальных активов в целях определения вычетов для расчета КПН. Так, не допускается вычет основных, капитальных и нематериальных активов, введенных в эксплуатацию недропользователем в период между коммерческим обнаружением и началом добычи, а также объектов незавершенного строительства и социальных активов сроком эксплуатации более одного года. Иными словами вычет таких активов из стоимости может быть произведен после начала добычи.
· И последнее изменение касается КПН, согласно которому сумма КПН, рассчитываемая юридическим лицом-нерезидентом, осуществляющим деятельность через постоянное учреждение, уменьшается на сумму КПН, удерживаемую у источника выплаты из дохода такого юридического лица-нерезидента. Таким образом, мы полагаем, что юридическое лицо-нерезидент получает так называемый налоговый кредит (tax credit), который в последующем учитывается при исчислении КПН.
III. Прочие изменения
Изменения, касающиеся НДС и других налогов, имеют преимущественно уточняющий характер и, хотя и не оказывают непосредственного влияния на предпринимателей, однако играют важную роль в обеспечении лучшего понимания налогообложения и налоговой политики Республики Казахстан.
С целью упрощения порядка налогового администрирования, внесены определенные уточняющие изменения в части международного налогообложения, в том числе: определение порядка и сроков выдачи сертификата резидентства в случаях, когда применяются международные конвенции об избежании двойного налогообложения; упрощение порядка определения периода постоянного нахождения физических лиц в Республике Казахстан. Такой подход направлен на совершенствование налогового администрирования для нерезидентов и избежание повторного (двойного) налогообложения.
Солидарная ответственность групп компаний
В соответствии с последними изменениями в
Заключение
Изменения, внесенные в Налоговый кодекс, значительны и охватывают, главным образом, налогообложение недропользователей, КПН и налоговое администрирование. Несмотря на то, что эти изменения не меняют общую концепцию Налогового кодекса и не вводят какие-либо новые налоги, они оказывают существенное влияние на порядок исчисления налоговых обязательств в основном для лиц, занимающихся извлечением полезных ископаемых, и таким образом, они имеют большое значение для целого ряда инвесторов, осуществляющих деятельность в Казахстане.