Область, как субъект административно-территориального устройства Российской империи времен правления Екатерины II на примере Таврической области (Кошман В., Аспирант юридического факультета Таврической академии Крымского федерального университета)
Область, как субъект административно-территориального устройства
Российской империи времен правления Екатерины ii
на примере Таврической области
Владимир Кошман
Аспирант юридического факультета
Таврической академии
Крымского федерального
университета
Эпохальным событием для истории административно-территориального устройства Российской империи является принятие 7 ноября 1775 года Учреждения для управления губерний. В нём впервые было закреплена такая специфическая единица административно-территориального устройства как область. Рассматриваемая нами Таврическая область занимала особое положение в устройстве Российской империи, поскольку была единственной областью на правах наместничества. Потому анализ специфических черт позволит раскрыть всю многогранность и неоднозначность термина «область» в разрезе его применения во времена правления Екатерины II.
В словаре-справочнике Санжаревского И.И. даётся следующее определение термина «область»: «…в Российской империи административная единица (20 областей), соответствовавшая губернии, расположенная на приграничных территориях и на землях казачьих войск. Обычно входила в генерал-губернаторства.»
Вышеприведённые мнения напрямую противоречат положениям «Учреждения для управления губерний», по которому область является нижестоящей по отношению к губернии административно-территориальной единицей. Это связано с тем, что термины давались для статуса области, каковой она была в 19 веке. Поэтому в дальнейшем термин «область» будет рассматриваться в связи с исследованиями Дамбаевой О.П., так данный термин наиболее подробно был исследован в ее кандидатской диссертации под названием «Область в системе государственного устройства и управления Российской империи (XVIII - начало XX вв.)». При всех достоинствах работы и детальном изучении статуса областей, автор исследовала статус областей преимущественно в 19 веке, и, также обошла стороной Таврическую область. Одним из ценных теоретических выводов работы является авторское определение термина «область»: «область в государственном устройстве Российской империи представляла собой самостоятельное административно-территориальное образование, формируемое в соответствии с региональной политикой государства и создаваемое на присоединенных или приграничных территориях с целью постепенной интеграции последних в общеимперскую систему государственного устройства и местного управления с сохранением местных особенностей управленческо-регулятивного характера, отражающих специфику геополитического положения, этнического состава населения, а также традиций социального управления и нормативного регулирования общественных отношений»
Таврическая область имела те же задачи, определенные указом императрицы Екатерины II от 2 февраля 1784 г. «Об учреждении Таврической области». В указе было изложено: «По таковом благополучном окончании внешних дел мы признаем долгом царствования нашего обратить внимание наше, дабы сии подвластныя скиптру нашему земли устроены были в образе правления, вообще для всего государства нашего преднаписанном... Вследствие сего полуостров Крым с землею, лежащею между Перекопа и границ Екатеринославскаго Наместничества, и остров Тамань учреждая Областью, под именем Таврической, покуда умножение населения и разных нужных заведений подадут удобность устроить ея Губерниею».
Хочется отметить, что Таврическая область в архивных документах иногда упоминается как губерния, а ее правитель как губернатор, хоть и в порядке исключения. В деле №191 п.п. 210 описи 1 ф.799 Государственного архива Республики Крым по делу о переселении армян Новомосковска, в документах фигурирует Таврическая губерния, а в деле №31 п.п. 33 описи 1 ф.801 о рапорте Таврического губернатора Жигулина, об испытаниях учеников в народных училищах, проведённых 4 июля, правитель упоминается как губернатор. Это показывает, что в то время лица, употреблявшие термины область, губерния и наместничество, не проводили четкого разграничения этих терминов и употребляли их как взаимозаменяемые по отношению к Таврической области. В тоже время, это подтверждает статус Таврической области, как на правах наместничества, а не как его составной части. Однако после издания Павлом I Указа Сенату о новом разделении государства на губернии — об упразднении Таврической области и присоединении ее территории к Новороссийской губернии 12 декабря 1796 г., Таврическая область, до полной ликвидации, входила в Екатеринославское наместничество, с центром в городе Ак-Мечеть (переименованный Павлом I Симферополь). Хотя последние журналы и протоколы заседаний областного оправления датируются июнем 1797 года, которые содержатся в описи 2 ф. 799.
Что касательно особенностей в сфере аппарата управления, то в 1913 году в статье Загоровского Е.А. «Организация управления Новороссией при Потемкине в 1774-1791 годах» были выделены специфические особенности в круге должностей Таврической области: «Определенное Учреждением устройство губернских властей было введено в Екатеринославском наместничестве (или губернии) на общих основаниях (за исключением только добавки двух переводчиков иностранных языков, «по пограничности сей губернии в Таврической же области этой устройство подверглось небольшим изменениям. Мы уже указывали на тот факт, что во главе Таврической области был поставлен, только «правитель», а наместником её являлся Потемкин, занимавший должность наместника же Екатеринославского наместничества. Компетенция этого «правителя» области вполне совпадала с кругом власти, правителя наместничества». Что касается коллегиального органа для управления всей вновь учрежденной административной единицей, то таким являлось Областное Правление. По своему составу оно слагалось, как Губернское Правление, из «правителя» в качестве председателя и двух советников, так и вице-губернатора, который к этим лицам в качестве постоянного члена был прибавлен и являвшийся, как мы указывали, только временным заместителем «правителя» по Учреждению. Функции Областного Правления совпадали с функциями Губернского. Из других отличий в организации центральных учреждений Таврической области можно отметить увеличение числа советников Казенной Палаты, обусловленное, конечно, дополнительными узаконениями 1780—1782 годов об организации этой Палаты вообще, и отсутствие областного казначейства по Таврической области, которое соответствовало бы губернскому, как и в Екатеринославской губернии, были положены «по пограничности» должности переводчиков».
Если сопоставить эти данные со специфическими чертами аппарата управления области, выделенных Дамбаевой О.П.: «Тем не менее, можно выделить основные тенденции в структурировании областных …. На областном уровне: наличие областного правителя, который мог быть областным начальником, военным или гражданским губернатором и атаманом казачьих войск; создание областного правления (за исключением Амурской области), которое осуществляло частное управление», то можно прийти к выводу, что Таврическая область в данной сфере не имела специфических отличий от областей в целом.
Возвращаясь же к вопросу о термине «область», хочется отметить, что после детального изучения карты Российской империи с делением на наместничества 1786 года Российской империи разделенной на наместничества
Существовало общеимперское законодательство (Наставление губернаторам 1764 г., Учреждение для управления губерний 1775 г., Устав благочиния 1782 г. и др.), целью которого было унифицировать управленческие процессы по всей территории страны. Но в тоже время на практике было много отхождений от его норм, когда на уровне империи по отдельным административно-территориальным единицам создавались особые положения, тогда как в случае Таврической области, создавали все по общеимперскому образцу, на ходу решая вопросы путем издания указов императрицей. В отношении Таврической области особых положений не принималось, а присутственные места были созданы по аналогии с губернскими.
Таким образом, Таврическая область как субъект административно-территориального устройства Российской империи была создана на вновь присоединённой территории с централизованной военной и гражданской администрацией для решения вопросов эффективного управления на основании общеимперского законодательства.
Научный руководитель: д.и.н., д.ю.н., профессор
профессор кафедры истории и теории государства и права
юридического факультета Таврической академии
Крымского федерального университета
им. В.И. Вернадского В.Д Змерзлый