Обзор предпринимательского кодекса (Юридическая фирма GRATA)
Обзор предпринимательского кодекса
29 октября 2015 года Президентом Республики Казахстан был подписан Предпринимательский кодекс Республики Казахстан (далее – «Кодекс»), который вступает в силу 1 января 2016 года (за исключением ряда положений, вступающих в силу 6 февраля 2016 года, 1 марта 2016 года, 1 января 2017 года, в момент введения в действие иных нормативных правовых актов) и влечет за собой значительные изменения в общей базе законодательства Республики Казахстан (далее – «Казахстан»).
Разработка Кодекса была начата в 2011 году и усилена в 2014 году в соответствии с пунктом 39-1 Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан № 1547 от 31 декабря 2013 года, а также в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан № 757 от 27 февраля 2014 года «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» в связи со стремлением систематизировать законодательство Казахстана, регулирующее предпринимательскую деятельность. Разработка сопровождалась спорами и дискуссиями на тему его целесообразности, соотношения с иным законодательством Казахстана, в том числе соответствии Конституции Казахстана, нормативным правовым актам вышестоящих уровней, международным обязательствам Казахстана и соотношении c Гражданским кодексом Казахстана (далее – «Гражданский кодекс»), необходимости обеспечения внутреннего единства Кодекса, при котором отсутствовали бы пробелы, противоречия и коллизии.
Целью разработки Кодекса являются совершенствование и развитие законодательства Казахстана в сфере взаимодействия субъектов предпринимательства и государства, в том числе государственного регулирования и поддержки предпринимательства, устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании предпринимательских отношений, а также систематизация правовых, экономических, социальных условий и гарантий, обеспечивающих свободу предпринимательства в Казахстане.
Предметом регулирования Кодекса являются общественные отношения, возникающие в связи с взаимодействием субъектов предпринимательства и государства, в том числе государственным регулированием и поддержкой предпринимательства.
Законодательство Казахстана в сфере предпринимательства основывается на Конституции Казахстана и состоит из Кодекса и иных нормативных правовых актов Казахстана. Если международным договором, ратифицированным Казахстаном, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Кодексом, то применяются правила международного договора. В случае выявления пробелов или противоречий норм законодательства Казахстана в сфере предпринимательства, содержащихся в нормативных правовых актах Казахстана, положениям Кодекса применяются положения Кодекса.
В Кодексе консолидированы «функциональные» законы, т.е. законы, регулирующие предпринимательскую деятельность в целом. Отраслевые виды предпринимательской деятельности будут по-прежнему регулироваться специальными законами.
В целом Кодекс состоит из 7 разделов, 31 главы и 324 статей. В связи с принятием Кодекса 1 января 2016 года утрачивают силу следующие законы, положения которых отражены в Кодексе:
1) Закон Республики Казахстан от 31 марта 1998 года «О крестьянском или фермерском хозяйстве»;
2) Закон Республики Казахстан от 8 января 2003 года «Об инвестициях»;
3) Закон Республики Казахстан от 31 января 2006 года «О частном предпринимательстве»;
4) Закон Республики Казахстан от 25 декабря 2008 года «О конкуренции»;
5) Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»;
6) Закон Республики Казахстан от 9 января 2012 года «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности».
Одновременно с Кодексом был подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства», который вносит изменения в 11 кодексов и 100 законов, а также в связи с принятием Кодекса потребуется разработка подзаконных нормативных правовых актов.
Соотношение Предпринимательского и Гражданского кодексов
Одним из спорных вопросов, обсуждавшихся в процессе принятия Кодекса, являлось отграничение Кодекса от Гражданского кодекса. Данная проблема была преодолена посредством установления в пункте 2 статьи 1 Кодекса положения, гласящего, что товарно-денежные и иные основанные на равенстве участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения регулируются гражданским законодательством Казахстана. Таким образом, с одной стороны, предусмотрено, что Кодекс регулирует публичные отношения, в то время как Гражданский кодекс регулирует имущественные отношения. С другой стороны, Кодекс содержит ряд норм, относящихся к сфере Гражданского кодекса, например положения о государственно-частном партнерстве.
Кодекс содержит общие положения о предпринимательстве, субъектах предпринимательства (индивидуальных предпринимателях и коммерческих юридических лицах), взаимодействии субъектов предпринимательства и государства, государственном регулировании и государственной поддержке предпринимательства (малого и среднего предпринимательства, индустриально-инновационной деятельности, инвестиционной деятельности), конкуренции и монополистической деятельности, участии государства в предпринимательской деятельности, уполномоченном по защите прав предпринимателей, Национальной палате предпринимателей, а также иных объединениях субъектов предпринимательства и условиях их функционирования.
Общие положения о предпринимательстве, включая новеллы, вводимые Кодексом
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Кодекса предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность граждан, оралманов и юридических лиц, направленная на получение чистого дохода путем использования имущества, производства, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, основанная на праве частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.
Цели взаимодействия субъектов предпринимательства и государства остались в части аналогичны целям государственного регулирования частного предпринимательства: создание благоприятных условий для развития предпринимательства и общества, а также были дополнены стимулированием предпринимательской инициативы в Казахстане. Данные цели можно найти в статье 3 Кодекса.
Принципы взаимодействия субъектов предпринимательства и государства были пересмотрены и включают в себя:
1) законность;
2) свобода предпринимательства;
3) равенство субъектов предпринимательства;
4) неприкосновенность собственности;
5) добросовестная конкуренция;
6) баланс интересов потребителей, субъектов предпринимательства и государства;
7) прозрачность деятельности государственных органов и доступность информации;
8) эффективность государственного регулирования предпринимательства;
9) повышение способности субъектов предпринимательства к самостоятельной защите своих прав и законных интересов;
10) приоритет предупреждения правонарушения;
11) взаимная ответственность субъектов предпринимательства и государства;
12) свобода от коррупции;
13) стимулирование предпринимательской деятельности и обеспечение ее защиты и поддержки;
14) поддержка отечественных производителей товаров, работ, услуг;
15) недопустимость незаконного вмешательства государства в дела субъектов предпринимательства;
16) участие субъектов частного предпринимательства в нормотворчестве;
17) стимулирование социальной ответственности предпринимательства;
18) ограниченное участие государства в предпринимательской деятельности;
19) саморегулирование.
Субъектами предпринимательства являются граждане, оралманы и негосударственные коммерческие юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (субъекты частного предпринимательства), государственные предприятия (субъекты государственного предпринимательства).
Категории субъектов предпринимательства, а также критерии отнесения к каждой из категорий остаются прежними и включают в себя:
· субъекты малого предпринимательства, в том числе субъекты микропредпринимательства;
· субъекты среднего предпринимательства;
· субъекты крупного предпринимательства.
Для использования данных о категориях субъектов предпринимательства уполномоченный орган по предпринимательству ведет реестр субъектов предпринимательства, который представляет собой электронную базу данных, содержащую сведения о категориях субъектов предпринимательства. Информация о категории субъектов предпринимательства предоставляется в форме электронной справки заинтересованным лицам, в том числе государственным органам, для использования в работе.
Согласно статье 28 Кодекс субъект предпринимательства определяет круг лиц, имеющих право свободного доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, и принимает меры к охране ее конфиденциальности. Субъект предпринимательства или лицо, им уполномоченное, вправе требовать у своих работников подписку о неразглашении информации, составляющей коммерческую тайну, а лиц, осуществляющих его проверку, предупреждать об ответственности в соответствии с законами Казахстана.
Взаимодействие субъектов предпринимательства и государства
Важной частью Кодекса является Раздел 2 (Взаимодействие субъектов предпринимательства и государства), включающий в себя положения, касающиеся участия субъектов предпринимательства в нормотворчестве, государственно-частного партнерства, социальной ответственности предпринимательства, государственного регулирования предпринимательства и государственной поддержки частного предпринимательства.
Участие субъектов предпринимательства в нормотворчестве
В Кодексе более подробно расписан порядок участия субъектов предпринимательства в нормотворчестве. Как и ранее, объединения субъектов частного предпринимательства, претендующие на участие в проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов, международных договоров Казахстана, а также международных договоров, участницей которых намеревается стать Казахстан, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства, создают объединения предпринимателей на республиканском, областном или городском, районном уровнях, и проходят аккредитацию в центральных государственных и (или) местных исполнительных органах, что предусмотрено в статье 63 Кодекса.
Аккредитация производится для оценки соответствия объединений субъектов частного предпринимательства установленным критериям на представление интересов субъектов частного предпринимательства в экспертных советах по вопросам предпринимательства.
От одной административно-территориальной единицы и одной отрасли (сферы деятельности) аккредитации подлежит только одно объединение: имеющее в совокупности большее количество работников в субъектах частного предпринимательства, являющихся членами данного объединения.
Свидетельство об аккредитации выдается сроком на 3 года. Объединения, аккредитованные более 4 раз подряд, получают свидетельство об аккредитации на бессрочной основе.
При разработке и принятии нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства, компетентные органы направляют аккредитованным объединениям и Национальной палате предпринимателей проект данного нормативного правового акта с обязательным приложением пояснительной записки для получения экспертного заключения в течение не менее 10 рабочих дней с момента его поступления в аккредитованные объединения, Национальную палату.
Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства, подлежат обязательному опубликованию (распространению) в средствах массовой информации, включая интернет-ресурсы, до их рассмотрения в соответствующем органе или на заседании экспертного совета, что предусмотрено статьей 67 Кодекса.
В соответствии со статьей 82 Кодекса в случае, если регулирующие государственные органы планируют ввести новый регуляторный инструмент или ужесточить регулирование в отношении субъектов предпринимательства, регулирующие государственные органы должны предварительно провести процедуру анализа регуляторного воздействия.
Государственно-частное партнерство
Государственно-частное партнерство является формой сотрудничества между государственным партнером и частным партнером, соответствующей следующим признакам:
1) построение отношений государственного партнера и частного партнера путем заключения договора государственно-частного партнерства;
2) среднесрочный или долгосрочный срок реализации проекта государственно-частного партнерства (от трех до тридцати лет в зависимости от особенностей проекта государственно-частного партнерства);
3) совместное участие государственного партнера и частного партнера в реализации проекта государственно-частного партнерства;
4) объединение ресурсов государственного партнера и частного партнера для реализации проекта государственно-частного партнерства.
Основополагающая часть положений, регулирующих государственно-частное партнерство дублирует, положения содержащиеся в недавно принятом Законе Республики Казахстан о государственно-частном партнерстве, поэтмоу мы не будем заострять на нем внимание в рамках настоящего бюллетеня.
Социальная ответственность предпринимательства
Данные положения также были предусмотрены ранее, но в Кодексе получили дальнейшую детализацию.
В соответствии со статьей 75 Кодекса социальной ответственностью предпринимательства является добровольный вклад субъектов предпринимательства в развитие социальной, экологической и иных сфер.
Социальная ответственность предпринимательства в сфере занятости и трудовых отношений должна быть направлена на развитие партнерских отношений между субъектом предпринимательства и его работниками в решении социальных вопросов и регламентации условий труда. Социальная ответственность предпринимательства в экологической сфере выражается посредством бережного и национального отношения к окружающей среде и может быть реализована посредством добровольного выполнения следующих задач:
1) финансирование программ и мероприятий в области охраны окружающей среды и благоустройства улиц, парков и других общественных мест;
2) утверждение внутренней политики в сфере охраны окружающей среды;
3) решение иных вопросов, направленных на улучшение состояния окружающей среды.
При осуществлении благотворительности предоставляются следующие государственные гарантии субъектам предпринимательства:
1) гарантия и поддержка государством прав и законных интересов субъектов предпринимательства - участников благотворительности;
2) присуждение почетных званий;
3) налоговые льготы.
Однако никто не вправе принуждать субъектов предпринимательства осуществлять деятельность по социальной ответственности.
Государственное регулирование предпринимательства
В Кодексе систематизированы положения по государственному регулированию предпринимательства, в том числе положения по формам и средствам государственного регулирования, которые включают согласно статье 81 Кодекса:
1) установление нормативными правовыми актами Республики Казахстан требований к субъектам, а также продукции, процессам предпринимательства;
2) государственная регистрация субъектов предпринимательства;
3) введение разрешительного или уведомительного порядка осуществления субъектами предпринимательства отдельных видов деятельности или действий (операций);
4) техническое регулирование;
5) государственное регулирование цен и тарифов;
6) обязательное страхование гражданско-правовой ответственности субъектов предпринимательства в соответствии с законами Республики Казахстан;
7) государственный контроль и надзор;
8) защита конкуренции и ограничения монополистической деятельности;
9) государственный заказ;
10) установление законами Республики Казахстан ответственности субъектов предпринимательства, должностных лиц государственных органов;
11) иные формы и средства государственного регулирования предпринимательства, установленных законами Республики Казахстан.
Государственный контроль и надзор
Согласно статье 130 Кодекса задачей государственного контроля и надзора является обеспечение безопасности производимой и реализуемой проверяемым субъектом продукции, технологических процессов для жизни и здоровья людей, защиты их имущества, безопасности для окружающей среды, национальной безопасности Казахстана, включая экономическую безопасность, предупреждения обманной практики, экономии природных и энергетических ресурсов, повышения конкурентоспособности национальной продукции и защиты конституционных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.
Государственный контроль и надзор за предпринимательством осуществляется на основе принципов независимости, объективности, беспристрастности, достоверности форм контроля и надзора.
Контроль и надзор за деятельностью проверяемых субъектов осуществляются в форме проверки и иных форм контроля и надзора, носящих предупредительно-профилактический характер.
Проверки делятся на проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска, выборочные и внеплановые.
Запрещается проведение проверок по особому порядку проведения проверок на основе оценки степени риска, выборочных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, в том числе микропредпринимательства, в течение трех лет со дня государственной регистрации (кроме созданных юридических лиц в порядке реорганизации и правопреемников реорганизованных юридических лиц), за исключением контроля и надзора, связанного с:
1) соблюдением установленных правил обращения и функционирования взрывчатых веществ;
2) деятельностью физических и юридических лиц, занятых в сфере оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением;
3) атомной энергией, радиоактивными веществами;
4) деятельностью физических и юридических лиц, занятых в области оборота ядов, вооружения, военной техники и отдельных видов оружия, взрывчатых и пиротехнических веществ и изделий с их применением.
Статьей 144 Кодекса четко определен перечень оснований внеплановой проверки:
1) контроль исполнения предписаний (постановлений, представлений, уведомлений) об устранении выявленных нарушений в результате проверки и по результатам иных форм контроля и надзора;
2) обращения физических и юридических лиц по конкретным фактам о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства, за исключением обращений физических и юридических лиц (потребителей), права которых нарушены, и обращений государственных органов;
3) обращения физических и юридических лиц по конкретным фактам о причинении вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства, за исключением обращений физических и юридических лиц (потребителей), права которых нарушены, и обращений государственных органов;
4) обращения физических и юридических лиц (потребителей), права которых нарушены;
5) поручения органов прокуратуры по конкретным фактам причинения либо об угрозе причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства;
6) обращения государственных органов по конкретным фактам причинения либо об угрозе причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства;
7) встречная проверка в отношении третьих лиц, с которыми проверяемый субъект имел гражданско-правовые отношения, с целью получения необходимой для осуществления проверки информации;
8) повторная проверка, связанная с обращением проверяемого субъекта о несогласии с первоначальной проверкой;
9) поручение органа уголовного преследования по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Казахстана;
10) обращения налогоплательщика, сведения и вопросы, определенные статьей 627 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
11) подача проверяемым субъектом уведомления о начале осуществления деятельности или определенных действий в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «Об административных процедурах»;
12) результаты отбора и санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции в случаях выявления нарушений требований законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, гигиенических нормативов и технических регламентов, представляющих опасность для жизни, здоровья человека и среды обитания.
Изъятие и выемка подлинных бухгалтерских и иных документов запрещаются. Изъятие и выемка подлинных документов производятся в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, а также в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Согласно статье 155 Кодекса проверяемые субъекты либо их уполномоченные представители при осуществлении контроля и надзора вправе не допускать к проверке должностных лиц органов контроля и надзора, прибывших для проведения проверки на объект, в случаях, помимо прочего, несоблюдения периодичности проведения проверок по особому порядку проведения проверок и выборочных проверок, указанных в нормативных правовых актах Республики Казахстан, утвержденных в соответствии со статьей 141 Кодекса; поручения проведения проверки лицам, не имеющим на то соответствующих полномочий.
Проверка признается недействительной, если проведенная органом контроля и надзора проверка была осуществлена с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, установленных Кодексом.
Государственная поддержка частного предпринимательства
В Кодексе пересмотрены положения, регулирующие государственную поддержку частного предпринимательства, и данным положениям уделено большое внимание со стороны законодателя. В соответствии со статьей 91 Кодекса под государственной поддержкой частного предпринимательства понимается комплекс государственных мер по стимулированию развития частного предпринимательства, созданию благоприятных правовых, экономических условий для реализации предпринимательской инициативы в Казахстане.
Государственная поддержка частного предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
1) малое и среднее предпринимательство;
2) агропромышленный комплекс и несельскохозяйственные виды предпринимательской деятельности в сельской местности;
3) индустриально-инновационная деятельность;
4) специальные экономические зоны;
5) инвестиционная деятельность;
6) предпринимательство отечественных производителей товаров.
Государственная поддержка частного предпринимательства может осуществляться также по иным направлениям в случаях, установленных законодательством Казахстана.
Основные виды государственной поддержки доработаны по сравнению с существующими положениями и включают следующие:
1) финансовая и имущественная поддержка, заключающаяся, например, в закупе гарантированного объектов товаров, работ, услуг; предоставлении займов за счет бюджетных средств; организации кредитования; выдачи государственных грантов; субсидирования ставки вознаграждения; возмещения и(или) субсидирования расходов и(или) затрат; частичного гарантирования кредитов; лизинга;
2) инфраструктурная поддержка, осуществляемая путем создания центров поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторов, технологических парков, индустриальных зон и других объектов инфраструктуры;
3) институциональная поддержка, заключающаяся в создании и развитии финансовых институтов поддержки и развития частного предпринимательства, научно-исследовательских институтов при государственных органах по изучению проблем и разработке предложений по развитию частного предпринимательства;
4) информационная поддержка, заключающаяся в информационно-аналитической, учебно-методологической, научно-методической поддержке частного предпринимательства путем, например, организации учебных семинаров-тренингов и научно-практических конференций, зарубежных стажировок; распространения методических пособий, информационных бюллетеней о практике осуществления частного предпринимательства, рынке новых технологий; создания в регионах сети информационных, консалтинговых центров; оказания консультационных, информационных, юридических и маркетинговых и иных услуг; содействия трансферту передовых зарубежных технологий; сервисно-информационной поддержки при продвижении отечественных товаров (работ, услуг) на экспорт; подготовки менеджеров для организации обучения субъектов малого предпринимательства в регионах;
5) виды государственной поддержки частного предпринимательства, установленные Кодексом и законодательством Казахстана.
Участие государства в предпринимательстве
Статьей 192 установлен следующий перечень оснований участия государства в предпринимательской деятельности:
1) отсутствие иной возможности обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства или защиты интересов общества;
2) использование и содержание стратегических объектов, находящихся в государственной собственности;
3) осуществление деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии;
4) осуществление деятельности организациями, создаваемыми для анализа эффективности и выработки предложений по совершенствованию государственной политики;
5) отсутствие на соответствующем товарном рынке субъекта (субъектов) частного предпринимательства, осуществляющего (осуществляющих) производство и (или) реализацию аналогичного либо взаимозаменяемого товара;
6) осуществление деятельности созданными аффилиированными лицами национального управляющего холдинга, образованного в рамках мер по оптимизации системы управления институтами развития, финансовыми организациями и развитию национальной экономики;
7) прямо предусмотренные настоящим Кодексом, законами Республики Казахстан, указами Президента Республики Казахстан или постановлениями Правительства Республики Казахстан.
При этом участие государства в предпринимательской деятельности осуществляется путем:
1) создания государственных предприятий (государственное предпринимательство);
2) прямого или косвенного участия в уставных капиталах юридических лиц.
Новеллы в регулировании монополистической деятельности
Статьей 172 Кодекса введено деление критериев для признания субъектов субъектами рынка, занимающих доминирующее положение на регулируемых рынках: 35 и более процентов доли на соответствующем товарном рынке, 50 и более процентов, 70 и более процентов. Так, доминирующим признается положение субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет 35 и более процентов, если в отношении такого субъекта рынка установлены в совокупности следующие обстоятельства:
1) возможность субъекта рынка в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на товарном рынке;
2) наличие экономических, технологических, административных или иных ограничений для доступа на товарный рынок;
3) продолжительность существования возможности субъекта рынка оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В случае, если субъект рынка занимает долю 50 и более процентов, доминирующим признается положение субъекта рынка без учета вышеуказанных обстоятельств.
Доминирующим признается положение каждого из нескольких субъектов рынка, если совокупная доля не более чем 3-х субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет 50 и более процентов или совокупная доля не более чем 4-х субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет 70 и более процентов, если в отношении такого субъекта рынка установлены в совокупности следующие обстоятельства:
1) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем 1 год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей субъектов рынка неизменны или подвержены малозначительным изменениям;
2) реализуемый или приобретаемый субъектами рынка товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);
3) информация о цене и (или) об условиях реализации этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.
Доминирующим признается положение финансовых организаций, если:
1) совокупная доля не более чем 2-х финансовых организаций, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем рынке финансовых услуг, составляет 50 и более процентов;
2) совокупная доля не более чем 3-х финансовых организаций, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем рынке финансовых услуг, составляет 70 и более процентов.
Доминирующим не может быть признано положение субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке, в том числе и на рынке финансовых услуг, не превышает 15 процентов.
В соответствии со статьей 173 Кодекса предусмотрено ведение государственного реестра субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, только в отношении регулируемых рынков, и только до 1 января 2017 года.
В Кодексе пересмотрены положения, касающиеся признания действий антиконкурентными согласованными действиями субъектов рынка. Согласно статьей 170 Кодекса согласованные действия субъектов рынка допускаются, только если они совершены субъектами рынка, входящими в одну группу лиц и направлены на:
1) совершенствование производства путем внедрения передовых технологий;
2) развитие малого и среднего предпринимательства;
3) разработку и применение нормативных документов по стандартизации.
Субъекты рынка, имеющие намерение достичь соглашения, которое может быть признано допустимым в соответствии с Кодексом, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения требованиям Кодекса с приложением необходимых документов в электронной форме согласно статье 171 Кодекса. Антимонопольный орган принимает решение о соответствии или несоответствии проекта соглашения субъектов рынка требованиям Кодекса в срок до тридцати календарных дней.
В соответствии со статьей 199 Кодекса при наличии в действиях (бездействии) субъекта рынка признаков злоупотребления доминирующим или монопольным положением антимонопольный орган направляет субъекту рынка, занимающему доминирующее или монопольное положение, уведомление о наличии в его действиях (бездействии) признаков нарушения законодательства Казахстана в области защиты конкуренции без проведения расследования. Уведомление направляется в срок не позднее 10 рабочих дней со дня, когда антимонопольному органу стало известно о наличии указанных признаков. Антимонопольный орган выносит решение о проведении расследования, если субъект рынка не прекратил в течение 10 рабочих дней действия (бездействие), указанные в уведомлении.
Статьей 224 Кодекса предусмотрена возможность рассмотрения обращения объекта расследования согласительной комиссией. Согласительная комиссия рассматривает проект внесенного заключения в срок не более 5 календарных дней со дня внесения на предмет его полноты и качества приведенных в нем доказательств фактов нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции с приглашением на заседание лиц, участвующих в расследовании.
По результатам рассмотрения проекта заключения согласительная комиссия выносит свои замечания и рекомендации, которые направляются должностному лицу (должностным лицам) для работы.
Формы защиты прав субъектов предпринимательства
Статьей 300 Кодекса предусмотрены следующие формы защиты прав субъектов предпринимательства, большинство из которых являются общими для защиты прав независимо от осуществления или неосуществления предпринимательской деятельности:
· судебная защита;
· арбитраж;
· медиация;
· партисипативная процедура (новелла недавно принятого Гражданского процессуального кодекса – без участия судьи путем проведения переговоров между сторонами при содействии урегулированию спора адвокатами обеих сторон);
· обращение к Уполномоченному по защите прав предпринимателей Казахстана;
· обращение к омбудсмену;
· переговоры;
· претензионный порядок;
· обжалование действий (бездействия) должностных лиц и актов (решений) государственных органов, непосредственные фактические или юридические действия субъекта предпринимательства, право которого нарушено (самозащита) и иные.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана
Положение и полномочия Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана были значительно расширены в Кодексе. Согласно статье 307 Кодекса Уполномоченным по защите прав предпринимателей Казахстана является лицо, назначаемое на должность распоряжением Президента Республики Казахстан в целях представления, обеспечения и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства в государственных органах, а равно в защиту интересов предпринимательского сообщества.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана в целях представления, обеспечения и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства, а равно в защиту интересов предпринимательского сообщества:
1) представляет, обеспечивает, защищает права и законные интересы субъектов предпринимательства в государственных органах и иных организациях Республики Казахстан, а также международных организациях и иностранных государствах;
2) рассматривает обращения субъектов предпринимательства;
3) вносит в государственные органы предложения по защите прав субъектов предпринимательства, а также рекомендации по приостановлению подзаконных нормативных правовых актов;
4) направляет в государственные органы (должностным лицам), действиями (бездействием) которых нарушены права и законные интересы субъектов предпринимательства, рекомендации относительно мер для восстановления нарушенных прав, в том числе привлечения лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательства, к ответственности;
5) направляет ходатайства в органы прокуратуры в случае несогласия с мнением государственных органов в целях дальнейшего восстановления нарушенных прав предпринимателей;
6) вносит на рассмотрение Президенту Республики Казахстан обращения в случае возникновения фактов системного нарушения прав предпринимателей и невозможности их разрешения на уровне государственных органов;
7) запрашивает у государственных органов (должностных лиц) информацию, документы и материалы, затрагивающие права и обязанности субъектов предпринимательства, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;
8) обращается в суд с иском (заявлением) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
9) принимает иные законные меры, направленные на восстановление нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
Правовое положение Национальной палаты предпринимателей и иных объединений
Регулирование правового положения Национальной палаты предпринимателей и иных объединений не претерпело значительных изменений, более того, регулирование данного вопроса в Кодексе носит бланкетный, отсылочный характер, и основным нормативным правовым актом остается Закон Республики Казахстана № 129-V от 4 июля 2013 года «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан».