Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей (Ж.Мусинова главный специалист-секретарь судебного заседания Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Павлодарской области)
Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей
Жангуль Мусинова
главный специалист-секретарь судебного заседания
Специализированного межрайонного суда
по уголовным делам Павлодарской области
Одна из основных задач, озвученных Главой государства Н. Назарбаевым - обеспечение доступности правосудия и повышение уровня доверия граждан к судебной системе.
Одной из составляющих успеха является введение института присяжных заседателей, соответствующего международным стандартам демократического государства. Суд присяжных заседателей начал действовать с 2007 года после введения изменений в Конституцию и законодательные акты Республики Казахстан, принятия закона о присяжных заседателях. Этими актами было провозглашено право граждан нашей страны на участие в отправлении правосудия. Никто не может быть лишен этого права, кроме ограничений, установленных законом.
Специализированный межрайонный суд по уголовным делам Павлодарской области функционирует с 2010 года, к его подсудности перешли функции областного суда по рассмотрению уголовных дел первой инстанции преступлений, относящимся к категории особо тяжких. УПК, действовавшим на тот момент, было установлено право обвиняемых и подсудимых ходатайствовать о рассмотрении его дела по данной категории преступлений с участием суда присяжных заседателей. С 2013 года круг преступлений, рассмотрение которых в суде возможно с участием присяжных заседателей, несколько сузился. Суд с участием присяжных заседателей рассматривает дела о преступлениях, за совершение которых уголовным законом предусмотрены смертная казнь или пожизненное лишение свободы, за исключением некоторых категорий дел. Данное положение закреплено и в новом
За пять лет работы специализированных межрайонных судов по уголовным делам сложилась определенная практика рассмотрения дел данной категории. Этому способствовала нормативная база, направленная на совершенствование рассмотрения дел с участием присяжных заседателей. В 2012 году было издано нормативное
Одной из первых важных составляющих, влияющих на качество рассмотрения дел, является формирование коллегии присяжных заседателей. Оно предусматривает ответственный подход к процессу их отбора, поскольку от этого зависит и качество отправления правосудия, и состоявшийся по делу приговор, так как одним из оснований к отмене судебного акта, выносимого таким судом, является формирование состава присяжных заседателей.
Практика показывает, что работа по формированию списков кандидатов в присяжные заседатели местными исполнительными органами часто проводится формально. Попавшие в список кандидаты в присяжные заседатели не знают сути его формирования и целей составления, их права и т.д. Это в дальнейшем отражается на явке в суд для участия в отборе присяжных заседателей.
Кроме того, в списки кандидатов в присяжные заседатели по-прежнему попадают лица, имеющие судимость в прошлом, состоящие на учете в наркологических и психиатрических диспансерах. У многих кандидатов изменились анкетные данные, что в последующем лишает их возможности быть избранным в состав коллегии присяжных заседателей.
Явка кандидатов в присяжные заседатели за истекший год от списка лиц, вызванных в суд, составила не более 25-30 процентов. Чтобы сформировать необходимое количество присяжных заседателей суду приходится вызывать до 150 кандидатов. Согласно анализу последних трех отборов кандидатов в присяжные заседатели, проведенных в 2015 году, явка в каждом случае составила 30-50 кандидатов из 150 вызванных. При этом только небольшая часть граждан имела уважительные причины неявки. Остальные кандидаты не явились по неизвестным суду причинам. То есть, в списках присяжных заседателей существует определенный балласт, не желающий идти в суд для проведения отбора. Приходится на местах проводить не только отсеивание кандидатов в присяжные заседатели, которые не желают участвовать в этом процессе, но и вести с ними разъяснительную работу.
О слабости такой работы на местах, формальном подходе к ней свидетельствуют факты, когда в списки кандидатов попадают инвалиды различной степени, которые в силу своего здоровья не могут участвовать в судебных заседаниях; лица, состоящие на государственной службе, даже судьи; либо лица с другим гражданством или проживающие за пределами Республики Казахстан.
Для недопущения подобного в дальнейшем необходимо более тщательно подходить к формированию списка кандидатов в присяжные заседатели на организационном уровне. Местные исполнительные органы могли бы более эффективно использовать современные технологии информационного обслуживания населения. Размещать списки кандидатов в акиматах и на специальных сайтах, с указанием об этом в СМИ, чтобы граждане могли ознакомиться с данными списками, внести свои заявления по поводу их нахождения в списках, правильности и достоверности информации о себе.
Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей накладывает большую ответственность на председательствующего по уголовному делу судье, как в процессуальном плане, так и в плане материальном.
Социально-политическое значение суда с участием присяжных заседателей несомненно - оно выражается и в укреплении института суда как самостоятельной ветви политической власти, и в реализации демократического права народа как единственного источника власти на осуществление властных полномочий его достойными представителями, и в предоставлении каждому обвиняемому в совершении особо тяжкого преступления права как на суд закона в лице профессионального судьи, так и на суд морали в лице коллеги присяжных заседателей. Каждый присяжный заседатель привносит в суд свой жизненный опыт, свои жизненные принципы и взгляды, отражающие правовое сознание и правовую культуру общества в целом. Несмотря на существующие проблемы практика последних трех лет показала жизнеспособность казахстанской модели. Хотя суд присяжных в Казахстане относится к континентальной модели, у него имеются свои отличительные черты. По нашему мнению, для достижения максимального результата потребуется усовершенствование механизмов реализации данного института, большая пропагандистская работа со стороны государственных органов и институтов гражданского общества.