Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей (Ж.Мусинова главный специалист-секретарь судебного заседания Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Павлодарской области)

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей

 

Жангуль Мусинова

главный специалист-секретарь судебного заседания

Специализированного межрайонного суда

по уголовным делам Павлодарской области

 

Одна из основных задач, озвученных Главой государства Н. Назарбаевым - обеспечение доступности правосудия и повышение уровня доверия граждан к судебной системе.

Одной из составляющих успеха является введение института присяжных заседателей, соответствующего международным стандартам демократического государства. Суд присяжных заседателей начал действовать с 2007 года после введения изменений в Конституцию и законодательные акты Республики Казахстан, принятия закона о присяжных заседателях. Этими актами было провозглашено право граждан нашей страны на участие в отправлении правосудия. Никто не может быть лишен этого права, кроме ограничений, установленных законом.

Закон Республики Казахстан о присяжных заседателях был принят 16 января 2006 года и вступил в законную силу с первого января 2007 года. Согласно изменениям и дополнениям внесенным в УПК РК от 16 января 2006 г. в Казахстане была введена модель смешанной коллегии профессиональных судей и так называемых присяжных заседателей. Изначально в Казахстане суд с участием присяжных заседателей действовала в составе двух профессиональных судей и девяти присяжных. Участие в обсуждении и вынесении вердикта профессионального судьи, по мнению многих правозащитников подразумевая возможность оказания влияния на присяжных заседателей со стороны судей, что в свою очередь могло отразиться на вынесенном вердикте, который, скорее всего, будет носить обвинительный характер. В ходе реализации данного закона имели место споры касательно состава суда присяжных. В итоге был принят Закон РК от 10 декабря 2009 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам совершенствования судебной системы» согласно которому состав суда с участием присяжных заседателей определен в количестве 10 присяжных заседателей и одного судьи.

Специализированный межрайонный суд по уголовным делам Павлодарской области функционирует с 2010 года, к его подсудности перешли функции областного суда по рассмотрению уголовных дел первой инстанции преступлений, относящимся к категории особо тяжких. УПК, действовавшим на тот момент, было установлено право обвиняемых и подсудимых ходатайствовать о рассмотрении его дела по данной категории преступлений с участием суда присяжных заседателей. С 2013 года круг преступлений, рассмотрение которых в суде возможно с участием присяжных заседателей, несколько сузился. Суд с участием присяжных заседателей рассматривает дела о преступлениях, за совершение которых уголовным законом предусмотрены смертная казнь или пожизненное лишение свободы, за исключением некоторых категорий дел. Данное положение закреплено и в новом УПК Республики Казахстан, введенном с 1 января 2015 года.

За пять лет работы специализированных межрайонных судов по уголовным делам сложилась определенная практика рассмотрения дел данной категории. Этому способствовала нормативная база, направленная на совершенствование рассмотрения дел с участием присяжных заседателей. В 2012 году было издано нормативное Постановление Верховного Суда Республики Казахстан № 4 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего производство по уголовным делам с участием присяжных заседателей». Оно отрегулировало некоторые вопросы, связанные с рассмотрением дел данной категории.

Одной из первых важных составляющих, влияющих на качество рассмотрения дел, является формирование коллегии присяжных заседателей. Оно предусматривает ответственный подход к процессу их отбора, поскольку от этого зависит и качество отправления правосудия, и состоявшийся по делу приговор, так как одним из оснований к отмене судебного акта, выносимого таким судом, является формирование состава присяжных заседателей.

Практика показывает, что работа по формированию списков кандидатов в присяжные заседатели местными исполнительными органами часто проводится формально. Попавшие в список кандидаты в присяжные заседатели не знают сути его формирования и целей составления, их права и т.д. Это в дальнейшем отражается на явке в суд для участия в отборе присяжных заседателей.

Кроме того, в списки кандидатов в присяжные заседатели по-прежнему попадают лица, имеющие судимость в прошлом, состоящие на учете в наркологических и психиатрических диспансерах. У многих кандидатов изменились анкетные данные, что в последующем лишает их возможности быть избранным в состав коллегии присяжных заседателей.

Явка кандидатов в присяжные заседатели за истекший год от списка лиц, вызванных в суд, составила не более 25-30 процентов. Чтобы сформировать необходимое количество присяжных заседателей суду приходится вызывать до 150 кандидатов. Согласно анализу последних трех отборов кандидатов в присяжные заседатели, проведенных в 2015 году, явка в каждом случае составила 30-50 кандидатов из 150 вызванных. При этом только небольшая часть граждан имела уважительные причины неявки. Остальные кандидаты не явились по неизвестным суду причинам. То есть, в списках присяжных заседателей существует определенный балласт, не желающий идти в суд для проведения отбора. Приходится на местах проводить не только отсеивание кандидатов в присяжные заседатели, которые не желают участвовать в этом процессе, но и вести с ними разъяснительную работу.

О слабости такой работы на местах, формальном подходе к ней свидетельствуют факты, когда в списки кандидатов попадают инвалиды различной степени, которые в силу своего здоровья не могут участвовать в судебных заседаниях; лица, состоящие на государственной службе, даже судьи; либо лица с другим гражданством или проживающие за пределами Республики Казахстан.

Для недопущения подобного в дальнейшем необходимо более тщательно подходить к формированию списка кандидатов в присяжные заседатели на организационном уровне. Местные исполнительные органы могли бы более эффективно использовать современные технологии информационного обслуживания населения. Размещать списки кандидатов в акиматах и на специальных сайтах, с указанием об этом в СМИ, чтобы граждане могли ознакомиться с данными списками, внести свои заявления по поводу их нахождения в списках, правильности и достоверности информации о себе.

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей накладывает большую ответственность на председательствующего по уголовному делу судье, как в процессуальном плане, так и в плане материальном.

Социально-политическое значение суда с участием присяжных заседателей несомненно - оно выражается и в укреплении института суда как самостоятельной ветви политической власти, и в реализации демократического права народа как единственного источника власти на осуществление властных полномочий его достойными представителями, и в предоставлении каждому обвиняемому в совершении особо тяжкого преступления права как на суд закона в лице профессионального судьи, так и на суд морали в лице коллеги присяжных заседателей. Каждый присяжный заседатель привносит в суд свой жизненный опыт, свои жизненные принципы и взгляды, отражающие правовое сознание и правовую культуру общества в целом. Несмотря на существующие проблемы практика последних трех лет показала жизнеспособность казахстанской модели. Хотя суд присяжных в Казахстане относится к континентальной модели, у него имеются свои отличительные черты. По нашему мнению, для достижения максимального результата потребуется усовершенствование механизмов реализации данного института, большая пропагандистская работа со стороны государственных органов и институтов гражданского общества.