Новеллы апелляционного производства в свете модернизации гражданского процессе Республики Казахстан (Жетибаев Ж.К., судья Алматинского районного суда города Астана)
Новеллы апелляционного производства в свете модернизации гражданского процессе Республики Казахстан
Как известно, Верховным Судом разработан проект Гражданского процессуального кодекса в новой редакции и в настоящий момент рассматривается в Парламенте страны.
Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы гласит, что гражданское процессуальное право призвано обеспечивать доступность правосудия, максимальную реализацию прав участников гражданского судопроизводства, своевременную защиту и восстановление нарушенных прав и свобод личности, интересов общества и государства [1].
В контексте модернизации гражданского процесса посредством разработки нового Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК) предлагается рассмотреть меры, направленные на повышение эффективности института апелляции, так как на данной стадии обеспечивается реализация прав физических и юридических лиц на пересмотр (обжалование и опротестование) судебных актов.
Руководитель Рабочей группы по разработке проекта ГПК, судья Верховного Суда У.А. Сулейменова, презентуя данный законопроект в Мажилисе Парламента, отметила, что «Апелляционная инстанция осуществляет пересмотр судебных актов в полном объеме, восполняет пробелы суда первой инстанции, может принимать дополнительные доказательства, если они по уважительным причинам не предоставлены суду первой инстанции. Исключается направление дел на новое рассмотрение в суд первой инстанции, кроме дел, которые не были рассмотрены по существу. Для создания условий в реализации права на проверку судебных актов на ранних стадиях процесса, увеличен срок для обжалования с 15 дней до 1 месяца, субъекты обращений освобождены от уплаты государственной пошлины. Предусмотрено рассмотрение дел в апелляционной инстанции в коллегиальном составе трех судей, за исключением дел, которые не были рассмотрены по существу»[2].
Порядок, сроки и правила пересмотра решений, не вступивших в законную силу, регламентированы главой 52 проекта ГПК[3].
В этой связи, целесообразно рассмотреть ряд корректировок с внесением инициатив по новой редакции ГПК.
В соответствии со статьей 333 действующей редакции ГПК РК, апелляционные жалобы и протесты на решения, вынесенные районными и приравненными к ним судами, рассматриваются единолично судьей областного и приравненного к нему суда[4].
При этом согласно статье 402 проекта ГПК, апелляционные жалоба и протест на решения, вынесенные районными и приравненными к ним судами, рассматриваются апелляционной судебной коллегией по гражданским и административным делам областного и приравненного к нему суда в коллегиальном составе не менее трех судей коллегии. Единолично судьей рассматриваются частные жалоба и протест.
Иными словами, одной из новации является введение принципа коллегиальности рассмотрения жалоб и протестов в апелляционном порядке.
В литературе в отношении правила о единоличном рассмотрении дела в апелляции имеется критические замечания. Так, М.Боровский отмечает, что такое правило свидетельствует о непонимании законодателем сущности апелляции и института пересмотра решений в целом; ведь главное при пересмотре - повышение уровня рассмотрения дел, пересмотр его более квалифицированными судьями [5].
При этом, в литературе также отмечалось, что различный состав суда при рассмотрении дела в суде второй инстанции противоречит принципу равенства всех перед законом и судом [6]
Думается, что введение правила о коллегиальном рассмотрении дела в апелляционной инстанции будет способствовать повышению уровня правовой гарантий и качества рассмотрения жалоб и протестов, пересмотр его квалифицированными судьями.
Статья 345 ГПК предусматривает, что при рассмотрении дела в апелляционном порядке суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме. Суд апелляционной инстанции может устанавливать новые факты в пределах заявленного иска и исследовать новые доказательства, которые сторона по уважительным причинам не имела реальной возможности представить суду первой инстанции.
Данное правило есть признак полной апелляции, то есть суд, самостоятельно исследуя и оценивая доказательства по итогам собственного рассмотрения дела, заново рассматривает дело.
В проекте ГПК сохраняются пределы рассмотрения дела в апелляционном порядке о проверке законности и обоснованности решения суда первой инстанции в полном объеме (ч.1 ст.413).
При этом одним из нововведений в этой части является детализация порядка предоставления новых доказательств в суде второй инстанции. Исходя из части 2 статьи 413 проекта ГПК, новые доказательства принимаются судом, если лицо не было привлечено к участию в деле в суде первой инстанции, а также в случае, если в суде первой инстанции заявлялось ходатайство об их исследовании и (или) истребовании, но оно было оставлено без удовлетворения. Лица, представляющие суду апелляционной инстанции доказательства, обязаны указать, каким путем они получены и в связи с какими обстоятельствами возникла необходимость в их представлении.
Данные положения позволят избежать неопределенность в этой части.
К иным новеллам в апелляции относятся: запрет о соединении и разъединении нескольких исковых требований, изменении размера исковых требований, изменении предмета и основания иска, замене ненадлежащего ответчика, предъявления встречного иска (ч.3 ст.413), что характерно для модели неполной апелляции.
Подвергся изменению и срок, предусмотренный для подачи апелляционной жалобы и протеста. В проекте ГПК такой срок увеличен до одного месяца. Так, в силу части 3 статьи 403 проекта ГПК апелляционные жалоба, протест могут быть поданы в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, а лицами, не участвовавшими в судебном разбирательстве, со дня направления им копии решения.
Вместе с тем, если в действующей редакции срок обжалования исчислялся со дня вручения копии решения, вынесенного судом (ст.334), то в новой редакции предлагается исчислять такой срок со дня вынесения решения в окончательной форме, а лицами, не участвовавшими в судебном разбирательстве, со дня направления им копии решения, в течение месяца (ст.403), кроме апелляционных жалоб, протестов по делам об оспаривании решений, заключений, предписаний уполномоченного органа по итогам проверки проведения государственных закупок, которые обжалуются в течение десяти дней со дня вынесения решения.
Учитывая прогрессивное развитие и внедрение информационных технологий в процесс отправления правосудия, представляется целесообразным исчислять такой срок с момента опубликования решения суда на Интернет-ресурсе суда, что сэкономит время для подготовки мотивированной жалобы и (или) протеста, с одной стороны и обеспечит доступность и прозрачность судебной деятельности в целом, с другой.
Кроме того, данное нововведение обусловлено с проблемой несвоевременного изготовления и получения копии решений судов первой инстанции.
Положения проекта ГПК, предусматривающие освобождение от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы лицами, не освобожденными от уплаты госпошлины, расширят доступ к правосудию.
Резюмируя, следует отметить, что предлагаемые предложения и замечания повысят эффективность апелляционной инстанции и расширят доступ к правосудию, имея в виду, что апелляция есть одна из инстанции, рассматривающая дело по правилам первой инстанции по существу.
Судья Алматинского районного суда города Астана
Жетибаев Жандос Копжасарович