Роль прокурора в осуществлении надзора за соблюдением конституционных прав в уголовном процессе (С.Р.Хисаметдинова, Старший прокурор управления прокуратуры ЗКО)

Роль прокурора в осуществлении надзора за соблюдением конституционных прав в уголовном процессе

 

С.Р.Хисаметдинова,

Старший прокурор управления прокуратуры ЗКО

 

В современный период, когда Конституция Республики Казахстан утвердила страну демократическим, светским, правовым и социальным государством, в положении личности в уголовном процессе произошли определенные изменения. Эти изменения отражают общий процесс развития демократизма в нашем государстве.

Главной задачей государства Конституция обозначила именно защиту прав и свобод человека, особо выделив в этом роль прокуратуры. Другими словами, спектр взаимоотношений, где необходимо обеспечить надзор за точным и единообразным соблюдением требования Основного закона, охватывает практически все сферы жизни.

Нарушение законности, как правило, представляют собой посягательства на чьи либо субъективные права и охраняемые законом интересы. Поэтому в законе перед прокуратурой поставлена цель защита прав и свобод человека и гражданина. Борьба с нарушениями законности заключается не только в их устранении, но и в восстановлении нарушенных прав и интересов. Защите подлежат социально-экономические, политические и иные права и свободы граждан независимо от их возраста, пола, социального, имущественного положения, расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, убеждений. Гражданин в правовом государстве защищается от любых посягательств на его права и свободы, независимо от того, каким субъектом они совершены: государственным органом, общественной организацией, должностным лицом или другим гражданином.

Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора пронизывает всю многогранную деятельность прокурора. Какие бы действия ни совершал прокурор, реализуя предоставленные ему полномочия, в какой бы отрасли он ни осуществлял надзор - его, в первую очередь, интересует вопрос, соблюдаются ли права и свободы человека и гражданина. И если они не соблюдаются, прокурор принимает предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. В связи с этим прокурорский надзор выступает одним из гарантов реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Он является основным, важнейшим направлением прокурорской деятельности на современном этапе.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина определяет содержание предмета не только рассматриваемого направления прокурорского надзора. Оно входит также в сферу надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, досудебное расследование, надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина находится в центре внимания прокуроров также в ходе осуществления функции уголовного преследования.

Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина распространяются на все органы и всех должностных лиц, независимо от их подчиненности (подведомственности) и формы собственности, и закон в этом отношении не содержит каких-либо ограничений. Иными словами, при поступлении сведений о нарушении прав и свобод человека и гражданина, прокурор вправе провести проверку или совершить иные надзорные действия в любом органе, на любом предприятии, в учреждении и организации, а также в общественной организации или объединении.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина возложено Конституцией на все без исключения органы. Из этого видно, какое значение законодатель придает соблюдению прав и свобод человека и гражданина.

Как уже упоминалось, соблюдение прав и свобод человека и гражданина по правилам, установленным Конституцией Республики Казахстан, исключает любое ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Ограничение прав и свобод допускается только по основаниям и в случаях, предусмотренных законом. Об этом прямо записано в ч.1 ст.39 Конституции, гласящей: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения».

Прокурорский надзор охватывает весь комплекс прав и свобод, установленных Конституцией Республики Казахстан, которые можно разделить на три группы.

К первой группе относятся личные права и свободы: право на жизнь, право на охрану достоинства личности государством, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища и др. Соблюдение личных прав граждан имеет важное значение для утверждения цивилизованных условий существования гражданского общества, обеспечения гарантий государственно-правовой защищенности личности.

Вторую группу образуют политические права и свободы граждан. С их помощью обеспечивается участие граждан в политической жизни общества, влияние граждан на формирование важнейших государственно-правовых институтов страны. В группу политических прав и свобод входят: право на свободу мысли и слова, свобода совести, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирательные права и др.

Третью группу составляют социально-экономические права и свободы человека и гражданина. С помощью данных прав и свобод обеспечивается социальная защищенность человека, достигается цель экономического самовыражения граждан, их активного включения в процесс общественного производства. К числу социально-экономических прав относятся: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности, право частной собственности, включая право частной собственности на землю, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.

Когда государство выступает как орган принуждения, специфика данной области требует от прокурора не дожидаться обращения или жалобы, самостоятельно выявлять и пресекать нарушения законности в деятельности органов следствия и дознания, принимать меры к восстановлению нарушенных прав и свобод человека.

Принятые в настоящее время органами прокуратуры конструктивные меры позволили значительно снизить количество нарушений конституционных прав и свобод граждан. Стало меньше случаев незаконного задержания и ареста граждан, необоснованного привлечения их к уголовной ответственности.

К их числу можно отнести введение системы электронного учета посетителей, призванной исключить факты нарушения конституционных прав граждан путем удерживания их в служебных помещениях свыше установленного законом 3-х часового срока и принимаемые прокурорами меры к выявлению укрытых от учета правонарушений. Соблюдению конституционных прав и свобод граждан способствуют и введенные в январе 2015 года новеллы в Уголовно-процессуальный кодекс, расширившие полномочия прокурора и предоставившие ему право заключать процессуальные соглашения и введение института процессуальных прокуроров, осуществляющих надзор за ходом расследования с момента начала досудебного расследования до вынесения судом приговора.

Основная цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина - это достижение такого положения, когда эти права и свободы реально соблюдаются всеми органами, должностными и иными лицами, когда граждане уверены, что их права и интересы надежно защищены и что они в случае нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих государственных органов, в том числе и органов прокуратуры.